Студенческое лето началось
Новости, 20 июня 2015
Жаркая пора летних студенческих практик началась в ОИЯИ. Открыли ее студенты из Арабской Республики Египет, защищавшие свои учебные исследовательские проекты 11 июня 2015 г. Их сменят студенты университетов европейских стран-участниц ОИЯИ, за ними на практику приедут молодые люди из ЮАР, Белоруссии и Сербии. Жаркая пора наступила не только для студентов, но и для всего персонала Учебно-научного центра и сотрудников лабораторий, обеспечивающих обучение практикантов. Об участии лабораторий в учебном процессе мы беседуем с директором УНЦ С.З.Пакуляком и помощником директора И.Л.Крюковой.И.Л.Крюкова: Самая активная лаборатория — ЛНФ, не меньшую активность проявляет ЛЯР. Во всех трех стадиях летней студенческой практики они участвуют на первых ролях. Студенты стали чаще записываться на ИТ-проекты, и от ЛИТ мы также ощущаем хорошую поддержку. Даже если сотрудник, подготовивший проект, не может сам заниматься с ребятами, он обязательно найдет себе замену, — в лаборатории очень ответственно относятся к работе со студентами.
С.З.Пакуляк: В ЛТФ традиционно работает со студентами Юрий Маджунович Шукринов. Можно сказать, что у него уже много учеников в Египте, которые под его руководством и руководством своих университетских наставников защищают магистерские работы и, надеюсь, в будущем подготовят и кандидатские диссертации. На самом деле это тот путь, по которому должна развиваться образовательная программа ОИЯИ. Студенты и аспиранты должны приезжать к нам за научными данными, а УНЦ — создавать и поддерживать необходимые для этого условия, весь учебный процесс и защиту они могут проводить в своих университетах. Последнее время менее активно работают со студентами сотрудники ЛРБ, хотя запрос на радиобиологические исследования в Египте очень большой.
И.К.: Там есть активные сотрудники, например Полина Куцало всегда готова взять студентов, всегда активно с ними работает. Но она больше трех человек взять не может — чисто по организационно-техническим условиям, а запросов поступает больше. С.П.: И Лаборатория ядерных проблем могла бы больше давать проектов по медицинской физике, но мы этого пока, к сожалению, не видим. Положительная динамика есть, но хотелось бы, чтобы она была ярче выражена.
И.К.: А спрос на эту тематику есть немалый.
С.П.: Ну, и Лаборатория физики высоких энергий традиционно занимала по отношению к этим практикам такую позицию, что трех недель недостаточно для выполнения их проектов. Поэтому они больше внимания уделяют другой нашей летней студенческой программе, где предполагается более длительное пребывание. Там в этом году из 34 отобранных студентов 14 будут выполнять проекты в ЛФВЭ. А 5 июля мы готовимся принять 76 участников студенческой практики по направлениям исследований ОИЯИ, при этом страна-участница Института Азербайджан, ранее не принимавшая участие в этих программах, высказала крайнюю заинтересованность в том, чтобы начать работы в этом направлении, и присылает первых четырех студентов. Это все объясняется активной позицией нового Полномочного представителя, который хочет, чтобы лучшие студенты азербайджанских университетов приезжали сюда на практику с перспективой последующего трудоустройства в ОИЯИ. В сентябре мы ожидаем третий этап практики, который исторически был организован для южно-африканских студентов, но уже много лет к ним присоединяются студенты из Белоруссии, а в последние годы — студенты из Сербии. И мы всегда подчеркиваем, что у нас нет какой-то специальной национальной программы практики, студенты любой страны могут приехать и присоединиться к любой. В частности, в той практике, которая завершается сегодня, вместе с 26 египетскими участниками есть одна студентка из ЮАР, приехавшая сюда по программе сотрудничества с этой африканской страной.
И.К.: В качестве пожелания к будущим практикам хотелось бы, чтобы отбор студентов в стране происходил намного раньше. Тогда мы могли бы заранее связать студента с руководителем проекта в ОИЯИ, который посоветует, что нужно прочитать, изучить для того, чтобы практика прошла максимально эффективно и интересно. С.П.: Мы знаем, что этот отбор в Египте происходит на высоком уровне, очень тщательно. Обычно претендентов в четыре-пять раз больше, чем мест, которые мы можем обеспечить. Я полностью согласен с Ириной Леонидовной, что в университетах подготовительную работу надо начинать в конце предыдущего года, чтобы уже весной мы имели список этих студентов. Нам было бы гораздо проще, а для студентов — гораздо полезнее.
И.К.: И многие руководители проектов, например Ю.М.Шукринов, М.В.Фронтасьева, заранее связываются с будущими участниками и дают им задания по подготовке к практике.
С.П.: Три недели — очень небольшой срок, и если приезжает даже очень способный, но неподготовленный студент, то какая-то работоспособность вырабатывается лишь к концу практики.
* * *
А пока египетские студенты свое обучение в лабораториях ОИЯИ завершили. Какие впечатления от этой практики остались у студентов и их кураторов? В.А.Турченко (ЛНФ): Ребята из разных университетов собрались в нашем проекте и взаимодействовали как единая команда. Они должны были научиться работать со специальными программами по кристаллографии, обрабатывать как рентгеновские, так и нейтронные спектры. Также ребята обрабатывали данные по резистивности, магниторезистивному эффекту. Любое, самое сложное задание, которое я им давал, они разбивали на несколько частей, а потом каждый со своей частью быстренько справлялся. Я ими очень доволен, не ожидал, что у магистров окажется такой солидный уровень подготовки.
Мохамед Ахмед Ашмауи (Университет Эйн Шамс): Во-первых, я хотел бы поблагодарить доктора Турченко за всю ту помощь, которую он любезно нам оказывал во время всей практики. Главное, чему мы научились, — это новая для нас техника нейтронной дифракции и программное обеспечение, позволяющее определять положение атомов в веществе. Это была сложная задача, но доктор Турченко нам ее облегчил. Я побывал на реакторе, познакомился с экспериментальной установкой.
Ахмед Хасан Ибрагим (Университет Суэцкого канала): Это прекрасная возможность познакомиться с таким экспериментальным оборудованием — нейтронными дифрактометрами, которых мы не увидим больше нигде в Европе, а также с измерительной методикой, новыми программами. Мы узнали очень много нового. Также смогли познакомиться с русской культурой — побывали на экскурсиях в Твери и Москве. Это был очень полезный и интересный для меня визит.
Ахмед Эль-Газали (Американский университет в Каире): Я уже второй раз на практике. Расширил свои знания программного обеспечения и узнал кое-что новое об обработке данных магнитных спектров с учетом магнитных структур. Спасибо большое всем, кто нам помогал. Я учусь в аспирантуре и занимаюсь аналогичными исследованиями, но нейтронная дифрактометрия в ЛНФ имеет очень высокое разрешение. Надеюсь, полученные здесь знания пригодятся в моей будущей исследовательской работе. В прошлый раз я уже побывал в Санкт-Петербурге и с удовольствием приехал в Россию второй раз.
Азза Хассон (Университет Мансура): Я занимаюсь радиобиологическими исследованиями и практику проходила в ЛРБ. Чтобы попасть на практику, мы прошли очень серьезный отбор — было 127 претендентов на 26 мест.
Е.С.Кокоулина (ЛФВЭ): У меня на практике были два студента — Селим Таха и Саммер Кассем. Они заинтересовались нашим проектом. Мы занимаемся изучением коллективного поведения вторичных частиц в высокоэнергетических взаимодействиях. Наши эксперименты проводятся на ускорителе У-70 и на Нуклотроне. Я ввела студентов в эту тематику, дала им обзор нашей деятельности. По своему образованию они скорее физики-теоретики, но их заинтересовали наши исследования. Они попробовали сами делать какие-то расчеты и сравнивать их с моделями. В целом впечатление оставили очень хорошее. Приятно удивила Саммер — такая тихая, скромная, но старалась глубоко разобраться во всем. Селим Таха тоже работал активно, и я чувствовала, что пребывание здесь для них это праздник, ощущала некоторое возбуждение, приподнятость настроения. Хочется, чтобы эти впечатления они передали другим студентам, чтобы их участие в практике продолжилось, а мы — видели бы здесь активных, глубоко интересующихся наукой молодых людей. Если их заинтересует работа в ОИЯИ, будем только рады.
А.Н.Деникин (ЛЯР — Университет «Дубна»): Эта практика оставила, наверное, самые положительные впечатления за все время моей многолетней работы со студентами из Египта, ЮАР и стран-участниц ОИЯИ. Эти ребята произвели на меня наилучшие впечатления в первую очередь потому, что проявили завидную активность и перманентный интерес к лекциям, тем темам, о которых мы говорили. Независимо от того, шла ли речь об экспериментальных исследованиях, о теоретических подходах, — всегда возникало очень много вопросов, главное, по делу. А для преподавателя, который пытается чему-то научить, всегда важно, есть ли отклик от ребят. Две недели были очень насыщенными, я привлек к этой работе еще несколько человек из нашей группы, из экспериментальных секторов ЛЯР. Думаю, ребята получили впечатлений гораздо больше, чем обычно, но еще раз повторюсь, в силу того, что им хотелось. Они все время меня просили: давайте это сделаем, туда пойдем, пригласим экспериментатора. Я даже решил привлечь в будущем студента, учащегося сейчас в магистратуре, к нашим работам в рамках того проекта, с которым я их знакомил.
* * *
Сертификаты о прохождении практики ее участникам вручили С.З.Пакуляк и советник по вопросам культуры посольства Арабской Республики Египет в Москве Атеф М.А.Мохамед. В частности, он отметил: «Завершение сегодняшней практики студентов университетов Египта в ОИЯИ — важное событие. Отношения между Египтом и Россией развиваются к лучшему месяц за месяцем и год за годом. Посольство Египта работает в области культуры и науки в СССР и России уже 60 лет, а нашим дружеским отношениям — 70 лет. Мы надеемся, наши молодые ученые найдут в вашем замечательном Институте очень хорошую базу, чтобы развивать свои способности. Мы не можем отделить научные связи от культурных, и бюро культуры Египта сегодня в моем лице выражает вам благодарность за заботу о наших студентах. Мы поддерживаем наших молодых ученых также в Астрахани и Екатеринбурге. Рады, что в Дубне наши студенты оказались в очень дружественной атмосфере».
Ольга ТАРАНТИНА (Еженедельник ОИЯИ),
фото Елены ПУЗЫНИНОЙ