На 113-й сессии Ученого совета ОИЯИ. Семилетний план: на середине пути
Организация, 24 февраля 2013
21 – 22 февраля 2013 г. члены Ученого совета познакомились с решениями осенней сессии Комитета полномочных представителей, рассмотрели ход выполнения Семилетнего плана развития ОИЯИ на 2010–2016 годы по основным научным направлениям и предложения по его корректировке, заслушали рекомендации Программно-консультативных комитетов. Участники сессии узнали о перспективах исследований ОИЯИ в области астрофизики и физики нейтрино, ядерной физики тяжелых ионов, обсудили предложения по участию Объединенного института в модернизации LHC.
Сессия вызвала повышенный интерес – зал Дома международных совещаний с трудом вместил всех желающих. В своем докладе директор ОИЯИ В. А. Матвеев представил основные результаты деятельности Института в прошедшем году и планы на текущий. Как основные результаты Института, отмеченные Комитетом полномочных представителей, он выделил следующие: проект NICA входит в фазу капитальных инвестиций; заработал холодный замедлитель на реакторе ИБР-2М; важный вклад внесли группы сотрудников ОИЯИ в открытие бозона Хиггса; участие ОИЯИ в измерении угла смешивания нейтрино θ13; подтверждение открытия сверхтяжелого 117-го элемента; весомый вклад специалистов Института в создание российского информационного центра Tier1, расширение участия базовых установок ОИЯИ в европейской исследовательской инфраструктуре на примере сотрудничества с GSI (FAIR).
Финансирование создания и модернизации базовых установок ОИЯИ в 2010 – 2012 годах шло, практически, в соответствии с планами. В организации центра Tier1 финансовую поддержку оказывает российское министерство образования и науки. КПП утвердил бюджет ОИЯИ на текущий год в размере 143,22 млн долларов, на 2014-й – 158,73 млн, 2015 – 180,58 млн, 2016 – 207,24 млн, т. е. ежегодный предполагаемый рост бюджета – 20 процентов. «Это нелегкая задача, – подчеркнул директор Института, – и мы благодарны полномочным представителям, которые серьезно работают в своих странах по увеличению их вкладов в бюджет ОИЯИ».
Была создана специальная рабочая группа по оценке результатов первых трех лет Семилетнего плана, и первые результаты ее работы будут доложены в марте на заседаниях Финансового комитета и Комитета полномочных представителей. План будет корректироваться с учетом результатов развития в течение этого года. В. А. Матвеев отметил, что, корректируя Семилетний план, необходимо сохранить исходную идею концентрации всех ресурсов на модернизации ускорительной и реакторной базы Института. Поскольку этот вопрос очень важен, в повестку сессии включены доклады вице-директоров ОИЯИ Р. Ледницкого и М. Г. Иткиса, отвечающих за соответствующие направления исследований. Стало ясно также, что необходимо скорректировать и Дорожную карту развития ОИЯИ на период, по крайней мере, до 2018 или 2020 года.
Из результатов 2012 года директор ОИЯИ отметил свыше 1000 часов работы Нуклотрона на эксперимент, тогда как общее время проведения 45 и 46-го сеансов составило 1650 часов. По проекту NICA проведена серия экспертиз, необходимых для строительства зданий, и готовится международный тендер, к участию в котором приглашены фирмы стран-участниц Института (получены подтверждения от 12 компаний). Тендер состоится уже в феврале. В области физики сверхтяжелых элементов – признаны два новых синтезированных в Дубне элемента с атомными номерами 114 и 116. В физике конденсированных сред: модернизированный реактор ИБР-2М отработал на физический эксперимент свыше 1400 часов, из них 478 с криогенным замедлителем. На реакторе функционируют семь спектрометров, еще четыре – в процессе модернизации. Активно ведутся эксперименты в области радиобиологии.
Решением ПКК по физике конденсированных сред открыто новое, астробиологическое направление – «Исследование космического вещества на Земле и в ближайшем космосе; исследование биологических и геохимических особенностей ранней Земли», которое возглавил ведущий специалист в этой области академик А. Ю. Розанов. Почти 7,5 млн задач выполнил Центральный информационно-вычислительный комплекс ОИЯИ в прошедшем году. Объединенный институт обеспечивал 46 процентов российского сегмента грида в экспериментах на LHC. Теоретики ОИЯИ плодотворно работают в нескольких направлениях теоретической физики: в прошлом году они опубликовали 430 работ, из них почти 250 – в журналах. ЛТФ остается традиционным центром обучения молодежи.
Не остались в тени и прикладные направления работы Института. В прошлом году обеспечено лечение 92 пациентов на медицинских пучках фазотрона ЛЯП. После тестирования отправлен в Димитровград циклотрон Ц-235-В3, а циклотрон ДЦ-110, созданный сотрудниками ЛЯР ОИЯИ для дубненского НПК «Бета», начал промышленную эксплуатацию.
Развивается образовательная программа: около 500 студентов ежегодно обучаются в Учебно-научном центре ОИЯИ. Совместно с ЦЕРН несколько лет осуществляются программы подготовки школьных учителей физики из стран-участниц ОИЯИ: за это время в европейском центре побывали 163 школьных педагога, в ОИЯИ – 144.
В конце января Объединенный институт посетил временно исполняющий обязанности губернатора Московской области А. Ю. Воробьев. Он побывал в ЛЯР и ЛФВЭ. В этом году ожидается получение губернаторского гранта в 50 млн рублей на реализацию проекта NICA, губернатор обещал поддержать и работы по синтезу новых сверхтяжелых элементов.
Накануне сессии Ученого совета проведено успешное испытание демпфера на LHC, подтверждено высокое качество и надежность оборудования, в разработке и создании которого участвовали сотрудники ОИЯИ. В. А. Матвеев поздравил участников этих работ.
Выборы нового состава Ученого совета пройдут на мартовской сессии Комитета полномочных представителей. Директор ОИЯИ выразил большую благодарность всем членам нынешнего состава Ученого совета за активную плодотворную работу и тем, кто решил ее продолжить в новом составе. Вот что сказал после своего доклада Виктор Анатольевич дубненским журналистам:
– Дубна развивается, и это очень приятно. Нынешняя сессия – последнее заседание данного состава Ученого совета, некоторые его члены высказали желание продолжить эту работу. Мы благодарны всем им – за активную поддержку, за советы. Создание своеобразного «мозгового центра» для анализа итогов трех лет Семилетки и ее корректировки – важный элемент. Сейчас идет осознание того, что будет продолжаться за пределами Семилетней программы: проекты, развивающиеся в ОИЯИ, не умещаются в рамки семи лет, их логика требует дальнейшего развития и поддержки в том плане, что мы должны думать о более далекой перспективе – мы развиваемся.
Отвечая на вопрос журналистов о наиболее ярких последних достижениях, В. А. Матвеев сказал:
– Физики ОИЯИ внесли большой вклад в открытие бозона Хиггса, этого недостающего элемента Стандартной модели. Второе не менее значимое открытие – в области нейтринной физики: обнаружение ненулевого угла смешивания нейтрино θ13, в котором также участвовали ученые из Дубны. Это открытие за пределами Стандартной модели поможет объяснить, почему материя и антиматерия не аннигилировали сразу после Большого взрыва, превратившись в сгусток излучения, почему наш мир вообще существует. Мы гордимся физикой сверхтяжелых ионов – их результаты опережают все сделанное в мире: это не только два новых элемента таблицы Менделеева, заявлены еще четыре элемента. Теперь ждем реакции международного сообщества.
Участие специалистов из ОИЯИ в экспериментах на LHC является ключевым в коллаборациях ATLAS, ALICE и CMS: эти детекторы разрабатывались в Дубне и нашими же специалистами могут быть модернизированы. Поэтому в ЦЕРН заинтересованы, чтобы наше внимание к этим направлениям не уменьшилось. Все ждут открытия частиц, которые помогут объяснить существование темной материи, но без увеличения чувствительности детекторов это будет невозможно сделать.
На сессии был вручен диплом почетного доктора ОИЯИ ректору МИРЭА А. С. Сигову.
Лауреатом премии Бруно Понтекорво стал профессор Миланского университета (Италия) Э. Фиорини. Он выступил с докладом перед членами Ученого совета. Вот как представил лауреата директор ЛЯП ОИЯИ А. Г. Ольшевский:
– Эторе Фиорини внес выдающийся вклад в поиск очень интересного процесса, который называется безнейтринный двойной бета-распад. Такой процесс пока не обнаружен, но перспективы его поиска очень велики. Это сильно изменит наше представление о физике вообще. Кроме того, и это тоже зафиксировано в решении жюри, он внес значительный вклад в развитие экспериментальных методов поиска этого процесса. В частности, чтобы было понятно: по крайне мере в половине экспериментов сегодня используют германиевые детекторы с изотопом Ge-76. Прелесть таких детекторов в том, что они одновременно являются претендентом на тот распад, который надо искать, и полупроводниковым детектором, которым его можно искать. Такой эксперимент становится методически привлекательным.
Вторая идея Э. Фиорини состоит в том, чтобы использовать очень точные криогенные методы, криогенные устройства при очень низких температурах для того, чтобы почувствовать при повышении температуры этих детекторов выделение энергии от реакции, которая вызвана безнейтринным двойным бета-распадом. Это казалось довольно фантастической вещью – с какой же точностью надо измерять температуру? Но в какой-то момент идея стала реальной – экспериментальная техника достигла такого уровня. Кстати, очень большой вклад в развитие криогенной техники внес Борис Степанович Неганов, к сожалению, в прошлом году ушедший от нас. Он – признанный классик криогенной техники, и, насколько я знаю, параллельно, но немного позже у Бориса Степановича возникли идеи, похожие на те, что выдвинул Э. Фиорини.
Выступление лауреата, на мой взгляд, было вполне адекватно уровню премии: с одной стороны, он очень глубоко изложил материал, с другой – очень понятно, и его речь была по-человечески очень теплой и в отношении науки, и в отношении Бруно Максимовича.
О ходе работы по обновлению европейской стратегии в области физики частиц рассказал П. Йенни. Рядом с мэтрами выступали и молодые: по возникшей недавно традиции три победителя постерных сессий программно-консультативных комитетов получают право на доклад на заседании Ученого совета.
Сессия вызвала повышенный интерес – зал Дома международных совещаний с трудом вместил всех желающих. В своем докладе директор ОИЯИ В. А. Матвеев представил основные результаты деятельности Института в прошедшем году и планы на текущий. Как основные результаты Института, отмеченные Комитетом полномочных представителей, он выделил следующие: проект NICA входит в фазу капитальных инвестиций; заработал холодный замедлитель на реакторе ИБР-2М; важный вклад внесли группы сотрудников ОИЯИ в открытие бозона Хиггса; участие ОИЯИ в измерении угла смешивания нейтрино θ13; подтверждение открытия сверхтяжелого 117-го элемента; весомый вклад специалистов Института в создание российского информационного центра Tier1, расширение участия базовых установок ОИЯИ в европейской исследовательской инфраструктуре на примере сотрудничества с GSI (FAIR).
Финансирование создания и модернизации базовых установок ОИЯИ в 2010 – 2012 годах шло, практически, в соответствии с планами. В организации центра Tier1 финансовую поддержку оказывает российское министерство образования и науки. КПП утвердил бюджет ОИЯИ на текущий год в размере 143,22 млн долларов, на 2014-й – 158,73 млн, 2015 – 180,58 млн, 2016 – 207,24 млн, т. е. ежегодный предполагаемый рост бюджета – 20 процентов. «Это нелегкая задача, – подчеркнул директор Института, – и мы благодарны полномочным представителям, которые серьезно работают в своих странах по увеличению их вкладов в бюджет ОИЯИ».
Была создана специальная рабочая группа по оценке результатов первых трех лет Семилетнего плана, и первые результаты ее работы будут доложены в марте на заседаниях Финансового комитета и Комитета полномочных представителей. План будет корректироваться с учетом результатов развития в течение этого года. В. А. Матвеев отметил, что, корректируя Семилетний план, необходимо сохранить исходную идею концентрации всех ресурсов на модернизации ускорительной и реакторной базы Института. Поскольку этот вопрос очень важен, в повестку сессии включены доклады вице-директоров ОИЯИ Р. Ледницкого и М. Г. Иткиса, отвечающих за соответствующие направления исследований. Стало ясно также, что необходимо скорректировать и Дорожную карту развития ОИЯИ на период, по крайней мере, до 2018 или 2020 года.
Из результатов 2012 года директор ОИЯИ отметил свыше 1000 часов работы Нуклотрона на эксперимент, тогда как общее время проведения 45 и 46-го сеансов составило 1650 часов. По проекту NICA проведена серия экспертиз, необходимых для строительства зданий, и готовится международный тендер, к участию в котором приглашены фирмы стран-участниц Института (получены подтверждения от 12 компаний). Тендер состоится уже в феврале. В области физики сверхтяжелых элементов – признаны два новых синтезированных в Дубне элемента с атомными номерами 114 и 116. В физике конденсированных сред: модернизированный реактор ИБР-2М отработал на физический эксперимент свыше 1400 часов, из них 478 с криогенным замедлителем. На реакторе функционируют семь спектрометров, еще четыре – в процессе модернизации. Активно ведутся эксперименты в области радиобиологии.
Решением ПКК по физике конденсированных сред открыто новое, астробиологическое направление – «Исследование космического вещества на Земле и в ближайшем космосе; исследование биологических и геохимических особенностей ранней Земли», которое возглавил ведущий специалист в этой области академик А. Ю. Розанов. Почти 7,5 млн задач выполнил Центральный информационно-вычислительный комплекс ОИЯИ в прошедшем году. Объединенный институт обеспечивал 46 процентов российского сегмента грида в экспериментах на LHC. Теоретики ОИЯИ плодотворно работают в нескольких направлениях теоретической физики: в прошлом году они опубликовали 430 работ, из них почти 250 – в журналах. ЛТФ остается традиционным центром обучения молодежи.
Не остались в тени и прикладные направления работы Института. В прошлом году обеспечено лечение 92 пациентов на медицинских пучках фазотрона ЛЯП. После тестирования отправлен в Димитровград циклотрон Ц-235-В3, а циклотрон ДЦ-110, созданный сотрудниками ЛЯР ОИЯИ для дубненского НПК «Бета», начал промышленную эксплуатацию.
Развивается образовательная программа: около 500 студентов ежегодно обучаются в Учебно-научном центре ОИЯИ. Совместно с ЦЕРН несколько лет осуществляются программы подготовки школьных учителей физики из стран-участниц ОИЯИ: за это время в европейском центре побывали 163 школьных педагога, в ОИЯИ – 144.
В конце января Объединенный институт посетил временно исполняющий обязанности губернатора Московской области А. Ю. Воробьев. Он побывал в ЛЯР и ЛФВЭ. В этом году ожидается получение губернаторского гранта в 50 млн рублей на реализацию проекта NICA, губернатор обещал поддержать и работы по синтезу новых сверхтяжелых элементов.
Накануне сессии Ученого совета проведено успешное испытание демпфера на LHC, подтверждено высокое качество и надежность оборудования, в разработке и создании которого участвовали сотрудники ОИЯИ. В. А. Матвеев поздравил участников этих работ.
Выборы нового состава Ученого совета пройдут на мартовской сессии Комитета полномочных представителей. Директор ОИЯИ выразил большую благодарность всем членам нынешнего состава Ученого совета за активную плодотворную работу и тем, кто решил ее продолжить в новом составе. Вот что сказал после своего доклада Виктор Анатольевич дубненским журналистам:
– Дубна развивается, и это очень приятно. Нынешняя сессия – последнее заседание данного состава Ученого совета, некоторые его члены высказали желание продолжить эту работу. Мы благодарны всем им – за активную поддержку, за советы. Создание своеобразного «мозгового центра» для анализа итогов трех лет Семилетки и ее корректировки – важный элемент. Сейчас идет осознание того, что будет продолжаться за пределами Семилетней программы: проекты, развивающиеся в ОИЯИ, не умещаются в рамки семи лет, их логика требует дальнейшего развития и поддержки в том плане, что мы должны думать о более далекой перспективе – мы развиваемся.
Отвечая на вопрос журналистов о наиболее ярких последних достижениях, В. А. Матвеев сказал:
– Физики ОИЯИ внесли большой вклад в открытие бозона Хиггса, этого недостающего элемента Стандартной модели. Второе не менее значимое открытие – в области нейтринной физики: обнаружение ненулевого угла смешивания нейтрино θ13, в котором также участвовали ученые из Дубны. Это открытие за пределами Стандартной модели поможет объяснить, почему материя и антиматерия не аннигилировали сразу после Большого взрыва, превратившись в сгусток излучения, почему наш мир вообще существует. Мы гордимся физикой сверхтяжелых ионов – их результаты опережают все сделанное в мире: это не только два новых элемента таблицы Менделеева, заявлены еще четыре элемента. Теперь ждем реакции международного сообщества.
Участие специалистов из ОИЯИ в экспериментах на LHC является ключевым в коллаборациях ATLAS, ALICE и CMS: эти детекторы разрабатывались в Дубне и нашими же специалистами могут быть модернизированы. Поэтому в ЦЕРН заинтересованы, чтобы наше внимание к этим направлениям не уменьшилось. Все ждут открытия частиц, которые помогут объяснить существование темной материи, но без увеличения чувствительности детекторов это будет невозможно сделать.
На сессии был вручен диплом почетного доктора ОИЯИ ректору МИРЭА А. С. Сигову.
Лауреатом премии Бруно Понтекорво стал профессор Миланского университета (Италия) Э. Фиорини. Он выступил с докладом перед членами Ученого совета. Вот как представил лауреата директор ЛЯП ОИЯИ А. Г. Ольшевский:
– Эторе Фиорини внес выдающийся вклад в поиск очень интересного процесса, который называется безнейтринный двойной бета-распад. Такой процесс пока не обнаружен, но перспективы его поиска очень велики. Это сильно изменит наше представление о физике вообще. Кроме того, и это тоже зафиксировано в решении жюри, он внес значительный вклад в развитие экспериментальных методов поиска этого процесса. В частности, чтобы было понятно: по крайне мере в половине экспериментов сегодня используют германиевые детекторы с изотопом Ge-76. Прелесть таких детекторов в том, что они одновременно являются претендентом на тот распад, который надо искать, и полупроводниковым детектором, которым его можно искать. Такой эксперимент становится методически привлекательным.
Вторая идея Э. Фиорини состоит в том, чтобы использовать очень точные криогенные методы, криогенные устройства при очень низких температурах для того, чтобы почувствовать при повышении температуры этих детекторов выделение энергии от реакции, которая вызвана безнейтринным двойным бета-распадом. Это казалось довольно фантастической вещью – с какой же точностью надо измерять температуру? Но в какой-то момент идея стала реальной – экспериментальная техника достигла такого уровня. Кстати, очень большой вклад в развитие криогенной техники внес Борис Степанович Неганов, к сожалению, в прошлом году ушедший от нас. Он – признанный классик криогенной техники, и, насколько я знаю, параллельно, но немного позже у Бориса Степановича возникли идеи, похожие на те, что выдвинул Э. Фиорини.
Выступление лауреата, на мой взгляд, было вполне адекватно уровню премии: с одной стороны, он очень глубоко изложил материал, с другой – очень понятно, и его речь была по-человечески очень теплой и в отношении науки, и в отношении Бруно Максимовича.
О ходе работы по обновлению европейской стратегии в области физики частиц рассказал П. Йенни. Рядом с мэтрами выступали и молодые: по возникшей недавно традиции три победителя постерных сессий программно-консультативных комитетов получают право на доклад на заседании Ученого совета.
Корреспондент еженедельника ОИЯИ «Дубна: наука, содружество, прогресс» Ольга ТАРАНТИНА