Г. В. Трубников дал интервью для сайта Российско-Германского года научно-образовательных партнерств
Интервью, 04 сентября 2020
На сайте «перекрестного» Российско-Германского года научно-образовательных партнерств 2018-2020 вышло интервью с первым вице-директором Объединенного института ядерных исследований, спецпредставителем Минобрнауки РФ по вопросам научной, научно-технической и научно-образовательной политики, вопросам взаимодействия с РАН, а также вопросам международного научно-технического сотрудничества академиком Григорием Владимировичем Трубниковым.
«Российско-Германский научно-образовательный диалог: визионерство, смелость мечтать и открытость»
Российско-Германский год научно-образовательных партнерств призван придать сотрудничеству ученых двух стран новые импульсы, а также сделать более прозрачными взаимодействие между высшими учебными заведениями и научными организациями. Как, на Ваш взгляд, это повлияет на отношения России и Германии в области науки и образования?
Фото © russia-germany-cooperation.ru
Наши страны на протяжении многих веков соединяют прочные научные и образовательные «мосты». Эти магистрали пережили разные времена. Они выдержали самые сложные испытания нашей общей истории. Сегодня российско-германское сотрудничество в области образования, науки и инноваций динамично развивается и вносит важный вклад в диалог наших государств. Думаю, что секрет устойчивости научно-образовательных связей – их устремленность в будущее, но, прежде всего, увлеченность всех тех людей, которыми живет это сотрудничество.
Действительно, давайте задумаемся, что объединяет десятки тысяч ученых, студентов, аспирантов из наших стран. Все они – движители будущего: кто-то ищет ответы на самые сложные вызовы современного общества. Кто-то познает фундаментальные свойства материи. А кто-то еще на пути к этой захватывающей дух работе. Но все они создают будущее. Они объединены желанием раздвинуть границы познания, преодолеть данности бытия. А это выше всех границ – национальных, географических, политических, языковых, возрастных…
Уверен, примеры успешных российско-германских коллабораций, совместных проектов и мероприятий должны стать и стали благодаря Году видимыми для широкого круга наших сограждан и наших германских партнеров. Примеры сотрудничества должны дать импульс дальнейшему развитию российско-германского научно-технического диалога.
Не могу не назвать несколько примеров. В частности, наши страны договорились о тесной кооперации в сфере крупной исследовательской инфраструктуры класса мегасайенс, формируемой на территории нашей страны.
28 июня 2019 г. в Берлине Минобрнауки России и Федеральное министерство образования и научных исследований Германии (BMBF) подписали «Берлинскую министерскую декларацию о намерениях», фиксирующую взаимный интерес сторон в развитии сотрудничества в рамках проектов ПИК и NICA, в частности в создании Международной организации по использованию нейтронов в научных исследованиях.
В этом году Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) и Центр по исследованию тяжелых ионов имени Гельмгольца (GSI) подписали соглашение о сотрудничестве по проекту NICA: германские партнеры внесут вклад в оснащение оборудованием и эксплуатацию в научных целях Комплекса сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжелых ионов NICA. Кроме того, BMBF и ОИЯИ подписали Совместную декларацию о сотрудничестве в области фундаментальных научных исследований и разработок.
Уверен, что это за этими «верстовыми столбами» на магистрали двустороннего научно-технического сотрудничества в сфере мегасайенс последуют и другие.
При этом отмечу, что эти документы — соглашения, декларации и договоры – не самоцель. Важен доверительный, взаимно интересный и полезный, прагматичный диалог наших научно-образовательных сообществ. А чем живет этот диалог? Он живет биографиями — профессиональными и личными — конкретных людей.
Думаю, что такого рода масштабные двусторонние инициативы как Год позволяют многим людям (не только из России и Германии) стать сопричастными нашей общей научно-образовательной истории и, в каком-то смысле, творцами нашего общего будущего.
Какие дальнейшие шаги следует предпринять обеим странам в направлении развития научно-образовательного сотрудничества России и Германии? Чего на текущий момент не хватает, и какие меры дадут наибольшую отдачу?
Научно-образовательное сотрудничество наших стран – это, безусловно, большое, яркое, сотканное из множества нитей полотно. Наши университеты объединяют около тысячи межвузовских партнерств. Германия является одним из основных партнеров по количеству совместных с Россией научных проектов. Всего с 2014 г. в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса России на 2014 — 2020 годы» было поддержано более сотни научно-исследовательских проектов с участием Германии с общим объемом финансирования с обеих сторон более 5 млрд рублей.
Научно-образовательная сфера российско-германских отношений традиционно позволяла и позволяет выстраивать мост в общее будущее наших стран. Как и в других сферах взаимодействия, здесь для продуктивного развития необходимы вполне человеческие «вещи», например: доверие, взаимоуважение, взаимный интерес.
В этом плане, будучи многолетним участником международного сотрудничества, полагаю, что ставку следует делать прежде всего на молодое поколение: сегодняшние школьники, студенты, аспиранты, молодые ученые через несколько лет будут определять наше сотрудничество. Поэтому мне кажется, что перекрестный Год позволил как минимум создать платформы для прямого общения этой целевой группы. Из общения рождается интерес, доверие и в идеальном случае – совместные инициативы. Важно, чтобы молодые поколения в России и Германии мыслили и выстраивали свое будущее в категориях диалога, партнерства, взаимоуважения и общей ответственности за будущее и Европы, и мира в целом. И такой диалог должен быть постоянным, если хотите, «рутинным». Для этого безусловно, нужно создавать площадки, возможности, привлекательные для молодых поколений и адекватные времени.
В рамках Года мы с коллегами инициировали проведение в декабре 2019 г. на площадке НИТУ «МИСиС» Российско-Германского Форума вузовской науки. Участие приняли около 300 экспертов из России и Германии. При этом особый интерес вызвала встреча молодых ученых из наших стран. Мы спросили у молодежи: что вам интересно обсудить? Что вас волнует? В итоге тематические акценты молодежной платформы были сконцентрированы на значении интернационализации для карьерного развития молодого ученого. Отдельную панельную дискуссию посвятили обсуждению вопросов коммерциализации научных проектов. В дополнение к этому был организован российско-германский Science Slam. Думаю, эти три элемента и есть возможные треки, по которым мы, «взрослые», должны работать, создавая наиболее оптимальные условия для самореализации научной молодежи: прагматичная интернационализация карьеры молодого ученого, доступные механизмы коммерциализации научных результатов, а также популяризация науки, включая социальную ответственность ученого перед обществом, которое (например, в лице государства) инвестирует средства в его деятельность. В этой связи большие надежды возлагаю и на инициативу Российской академии наук и Национальной академии наук «Леопольдина» по созданию Российско-Германского координационного совета молодых ученых и новаторов.
Поэтому обобщая, скажу, что поддержка молодых – наиболее эффективная долгосрочная инвестиция в успешное будущее российско-германского диалога.
Повлиял ли перекрестный год на цели и задачи России в вопросах международного и образовательного партнерства в целом, не только с Германией? Были ли сформулированы новые цели и задачи? Какие?
Прежде всего выражу мнение, что важными движущими компонентами всякого успешного и продуктивного взаимодействия, совместной работы и творчества являются визионерство, смелость мечтать и открытость. С моей точки зрения, Год дал возможность экспертам из России и Германии в течение всего этого времени подумать и помечтать о том, что мы можем и должны сделать вместе для научно-технического развития наших обществ, а в конечном счете для того, чтобы жизнь в наших странах (и за их пределами) стала комфортнее и счастливее.
При этом отмечу, что такой динамичный научный процесс не может гармонично развиваться в современном обществе без соответствующего «сопровождения» гуманитарным знанием, историческим осмыслением прошлого и философскими проектировками будущего. На площадках Года состоялось множество дискуссий о нашем общем (научном, образовательном) будущем. Наряду с такими «модными» тематиками как искусственный интеллект, квантовые технологии или климатические исследования, рефреном констатировалась необходимость совместных долгосрочных инициатив на гуманитарном направлении – в частности высказывались идеи создания российско-германского института истории примирения, а также международного института комплексных исследований детства.
Важно сохранить набранные в рамках Года темпы и конвертировать их в устойчивое развитие партнерских и доверительных отношений наших стран и не только в сфере образования, науки и инноваций.
Хотел бы остановиться и на том, что Год показал важность коммуникации между представителями научно-образовательных сообществ двух стран (особенно в условиях пандемии). В этой связи, очевидно, большим преимуществом стала ритмичная работа информационного портала Года — площадки, наглядно отражающей интенсивный диалог представителей вузов и академических кругов. Думаю, было бы логично использовать этот ресурс в духе «устойчивого развития» и по окончании перекрестного Года. Поэтому рад, что коллегами рассматривается вопрос о создании на базе сайта Года совместного интернет-портала российско-германской «Дорожной карты сотрудничества в области образования, науки, научных исследований и инноваций». Надеюсь, что все получится.
Благодарю за интересные вопросы.
Источник: Официальный российский веб-сайт
Российско-Германского года
научно-образовательных партнерств 2018-2020