Четыре мастерских «Летней школы»–2024 прошли с участием ОИЯИ

Новости, 06 августа 2024

С 5 июля по 5 августа 2024 года на территории базы отдыха «Волга» Объединенного института ядерных исследований проходила 21-я «Летняя школа» – один из самых крупных общественных просветительских проектов в России. Сотрудники ОИЯИ вошли в число организаторов четырех из более чем 30 мастерских школы: мастерской физики «105-й элемент», мастерской Science Art, сочетавшей в себе искусство и науку, и двух мастерских, посвященных организации социокультурных мероприятий и проектов: «PROподростков» и «(НЕ)библиотека».

Мастерская физики «105-й элемент»

Эта мастерская с 2013 года традиционно проводится на «Летней школе», ее организаторами в этом году являются сотрудники Объединенного института из УНЦ, ЛРБ, ЛЯП, ЛФВЭ ОИЯИ. Участниками мастерской стали студенты МГУ, МФТИ, НИЯУ МИФИ, СПбГУ, вузов Тулы и Новосибирска, в основном обучающиеся на физических специальностях, но были также и те, чьим профилем являются радиобиология, математика и IT-направление.

«Все ребята были очень активными и показали высокий уровень знаний в области физики частиц и ядерной физики, в начале мастерской каждому было дано задание подготовить доклад на интересующую его тему исследования, и в конце, 4 августа, они провели презентации. Все доклады оказались довольно интересными и были высоко оценены комиссией. По результатам выступления были отобраны несколько человек, которые смогут посетить ОИЯИ в будущем и более глубоко познакомиться с внутренней «кухней» нашего Института», — рассказал научный руководитель мастерской, старший научный сотрудник ЛЯП ОИЯИ Антон Должиков. Презентации участников были посвящены черным дырам, нейтринным экспериментам, термоядерному синтезу, гравитационным волнам и другим темам.

Каждый день в мастерской проводились по две лекции, которые читали ученые ОИЯИ: Валерий Швецов, Инга Зиньковская, Владимир Жакетов, Булат Бакиров (ЛНФ), Кирилл Гикал (ЛЯР), Михаил Шандов, Алексей Апарин (ЛФВЭ), Владислав Рожков, Людмила Колупаева, Виктория Дик, Александр Верхеев (ЛЯП), Юрий Северюхин (ЛРБ), Георгий Калагов, Алексей Жевлаков, Всеволод Катков (ЛТФ), Игорь Пелеванюк (ЛИТ). Лекции касались широкого круга тем: нейтринной физики, медицинской физики, ускорителей заряженных частиц, применения нейтронов в экологии, ионизирующего излучения в космосе, прибора, разработанного с участием ОИЯИ на борту марсохода «Кьюриосити», нейронных сетей, поиска новой физики и др. Слушатели побывали на двух экскурсиях: по наукограду Дубна и по базовым установкам ОИЯИ, включая Фабрику сверхтяжелых элементов. Кроме того, в рамках мастерской был прочитан экспресс-курс по ораторскому мастерству.

Мастерская Science Art

Мастерская, впервые проводившаяся на «Летней школе», ставила целью познакомить слушателей с миром science art – направлением в искусстве, которое художественно переосмысливает научные исследования. В первой части программы участники изучали теорию: работу с чатом GPT и написание промптов, — работу со звуком: сонификацию данных, генеративный арт. Потом состоялась экскурсия в ОИЯИ: в Зеленую лабораторию ЛЯП ОИЯИ, на Фабрику сверхтяжелых элементов и Фазотрон. После чего участники приступили к работе над проектами.

Студенты обрабатывали дата-сеты, к примеру, среди них были данные, полученные на NICA и в экспериментах ЛЯП с тихоходками. Массивы преобразовывали в звуки, а затем и в генеративный арт. Результатом работ стала итоговая выставка. Не все проекты были посвящены экспериментам ОИЯИ. Так, одна из участниц запрограммировала текст, который при чтении становится разноцветным, чтобы зрители могли представить, как видит мир ее подруга – синестет. Другая озвучила основные математические последовательности: числа Каталана, числа Фибоначчи, последовательность квадратов натуральных чисел и последовательность простых чисел.

«Большая часть студентов – либо технари, либо ученые, те, кто уже работают с научной информацией, при этом у них есть потребность в творчестве. Так как почти все экспонаты можно смотреть и слушать онлайн, мы сейчас работаем над созданием онлайн-буклета, который участники смогут использовать для своего портфолио в дальнейшем. В нем можно будет посмотреть, что сделали ребята буквально за неделю, не имея опыта в искусстве и программировании, но при помощи своего таланта и упорства», — рассказала кo-директор мастерской, помощник главного ученого секретаря Института по социокультурному развитию Варвара Фуфаева.

Мастерская социокультурных проектов «(НЕ)библиотека»

В этой мастерской участники получали новые знания и идеи о том, как организовывать интересные, эффективные и востребованные социально-культурные события на базе учреждений культуры. На мастерской собрались работники библиотек, музеев, студенты в возрасте от 22 до 54 лет из Москвы, Подмосковья, Беларуси и Старого Оскола, обладающие опытом проведения и организации мероприятий, создания клубов по интересам.

Одним из организаторов мастерской выступила директор Универсальной библиотеки ОИЯИ им. Д. И. Блохинцева Мария Пилипенко. «Наша задача в библиотеке Института, в числе прочего, – обеспечивать досуг его сотрудников, быть для них «третьим местом», куда они могут приходить в свободное время. Это сложная творческая задача. Летняя школа позволяет перезагрузиться, познакомиться с огромным количеством интересных людей и даже пригласить их в библиотеку с лекциями и проектами. Это очень важный для меня опыт. Стараюсь ездить в «Летнюю школу» каждый год, уже третий год – в качестве организатора», — поделилась впечатлениями Мария Пилипенко. В мастерскую, подчеркнула директор «Блохинки», попали самые мотивированные участники с интересным бэкграундом, люди с разной степенью рабочей ответственности, с разным опытом, но все — включенные в процесс, активные и очень творческие.

Все участники привезли свои проекты, которые обсуждались с широким кругом экспертов-преподавателей. Учебная программа была насыщенной и плотной, включала лекции по организации проектной деятельности, форматам мероприятий, использованию нейросетей, взаимодействию с командой, поиску ресурсов, работе с целевыми аудиториями, правильной организации нетворкинга и многому другому. Для биеннале – традиционного мероприятия «Летней школы», на котором все мастерские представляют свои программы, — в «(НЕ)библиотеке» была придумана игра, которая будет воплощена в жизнь при проведении будущих фестивалей в «Блохинке».

Мастерская «PROподростков»

Мастерская была посвящена проектам, в которых подростки являются главными действующими лицами, а взрослые – их кураторами. Директором мастерской стала старший библиотекарь Универсальной библиотеки ОИЯИ Ольга Гапонова, а одним из координаторов – специалист по организации мероприятий «Блохинки» Евгения Лобода.

«Мы набрали в нашу мастерскую молодых взрослых, которые уже работали в соучастных с подростками проектах и у которых остались вопросы. Они проводят проекты не для подростков, не про подростков, а вместе с подростками, когда те являются соавторами – вместе готовят выставку, экскурсию или формируют какое-либо пространство», — прокомментировала Ольга Гапонова, отметив, что соучастным является такой проект, в котором участники и организатор находятся в горизонтальном взаимодействии, и у подростков есть возможность стать соорганизаторами событий, осознать свою ответственность и проявить субъектность.

В мастерской собрались слушатели из городов России от Калининграда до Екатеринбурга. Среди участников были представители олимпиадного движения, музейные работники, учитель медийных классов из Москвы, куратор открытого подросткового пространства благотворительного центра «Верю в Чудо».

Лекции в мастерской читали ведущие преподаватели университетов, педагоги, искусствоведы, психологи. В числе лекторов были директор фонда культурных, исследовательских и просветительских инициатив «Будущее время» и организатор Фестиваля актуального научного кино ФАНК, а также руководитель направления Пушкинский.Youth в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Команда подростков «Блохинки» провела для участников и преподавателей из Москвы экскурсию по институтской части Дубны. При этом ребята самостоятельно составили маршрут и план рассказа – кураторы только проверили с ними тайминг прохождения всех точек экскурсии. Также совместно с подростками была проведена сессия вопросов и ответов.

«Летняя школа» наполнена атмосферой свободы, горизонтальных связей и глубокого погружения в образовательный процесс, в котором подсвечены самые разные сферы, что привлекает туда людей на совершенно добровольных началах», — заключила Ольга Гапонова.

Справочно

В 2024 году в «Летней школе» приняли участие более тысячи человек в возрасте от 15 до 56 лет: старшеклассники, студенты, молодые специалисты – в качестве слушателей и профессора, ученые и деятели культуры, режиссеры и писатели, дата-журналисты и музыканты, педагоги и социологи, архитекторы и художники – в качестве преподавателей.

Просветительская программа на «Летней школе» каждый год обновляется. В этом сезоне набор велся на более чем 30 направлений: ядерная физика и биология, современный театр и нейролингвистика, документальное и художественное кино, научная журналистика и дата-журналистика, архитектура и современный танец, педагогика и гуманитарные науки и многие другие.

Ключевой особенностью «Летней школы» остается волонтерский, некоммерческий характер организации. Даже самые известные гости проекта, а также преподаватели и организаторы не получают зарплат и гонораров, а наоборот, делают добровольные пожертвования, которые идут на питание и организационные нужды.

Фото Елены Пузыниной, Юлии Клюкиной, Люки Семеновой, Алисы Потаповой