Организацию науки в ОИЯИ обсудили на семинаре ОМУС
Новости, 20 июня 2022
16 июня серию семинаров ОМУС в Доме ученых продолжила лекция заместителя руководителя Департамента научно-организационной деятельности ОИЯИ, заместителя начальника отдела ЛЯП к. ф.-м. н. Алексея Жемчугова «Организация и планирование научных исследований в ОИЯИ». Семинар был адресован, в первую очередь, самым молодым сотрудникам Института. Они получили представление о планировании и финансировании научных тем и проектов, а также об организации работы руководящих и консультативных органов Института.
Как правило, на семинарах ОМУСа речь идет о научных достижениях и успехах, однако на этот раз семинар был посвящен чисто практическим вопросам. Причин для такого выступления было две: аудитории было интересно узнать больше об организационной структуре ОИЯИ, а также о том, какие тонкости стоит учесть перед тем, как подать заявку на грант.
«Молодые ученые ко мне неоднократно обращались с этим вопросом. В прошлом году на летней школе «Липня-2021» уже была попытка такого обсуждения. Не всем молодым ученым легко разобраться в той структуре, которая сложилась у нас в ОИЯИ. Когда ты поступаешь на работу, тебе дают свою задачу, ты ей занимаешься и по сторонам особенно не смотришь. А приходится погрузиться в административную часть вопроса, выясняется, что не во всем можно легко разобраться. Есть Проблемно-тематический план, есть определенные руководящие органы, в честь больших событий вывешиваются флаги – зачем это нужно, как это работает, младшему научному сотруднику не всегда понятно. Поэтому об этом нужно рассказывать простым языком», — прокомментировал Алексей Жемчугов.
В своем докладе он представил информацию о том, что содержит в себе научный проект, какие этапы согласования, реализации и отчетности он проходит. Так, подготовка научного проекта включает собственно его написание, а затем прохождение экспертизы на разных уровнях: НТС лаборатории, Программно-консультативный комитет по направлению, Ученый совет ОИЯИ. Для крупных проектов привлекается дополнительная и/или внешняя экспертиза. Проект утверждается в Дирекции (включается в Программно-тематический план на год и в годовой бюджет), а затем на сессии Комитета полномочных представителей. Реализация проекта подтверждается ежегодным отчетом лаборатории. Завершающий отчет, в свою очередь, утверждает НТС лаборатории и ПКК по направлению.
Лектор рассказал о том, что важнейшими документами в планировании развития Института являются Долгосрочная стратегия развития ОИЯИ, Семилетний план и годовой Проблемно-тематический план, куда, в конечном счете, и входят все научные проекты сотрудников.
Алексей Жемчугов подчеркнул, что ОИЯИ имеет матричную структуру устройства: с одной стороны, это официальное административное деление на отделы, группы, секторы, лаборатории; с другой – деление на научные темы и проекты. Алексей Жемчугов назвал разницу между научным проектом и темой ПТП. Тема – это, прежде всего, способ планирования бюджета, в нее может входить несколько проектов. Крупные темы представляют одну базовую установку или тематику (например, вычислительный компьютинг). Темы ПТП завершаются и сменяются новыми редко, поскольку срок многих экспериментов в области физики высоких энергий доходит до 10-15 лет и дольше.
Было рассказано о статьях расходования бюджета Института, а также о том, чем планирование науки в годы существования СССР отличается от принятого в современности. Интерес аудитории вызвал вопрос: почему планы в советские годы были пятилетними, а сейчас в ОИЯИ принято строить семилетние планы? Спикер связал это с тем, что сейчас построить новую экспериментальную установку в Институте, как правило, занимает по времени больше пяти лет.
Как юридически представлена международная коллаборация ученых? Что означает увидеть свою фамилию в теме проблемно-тематического плана? Куда идут средства проекта, которые команда сотрудников не успела потратить до конца года? Почему необходимо написать научную статью перед отправкой заявки на грант? Ответы на все эти вопросы подробно разбирались на семинаре.
Некоторые вопросы из зала были «острыми»: почему среди руководителей научных тем ПТП практически нет женщин? Почему руководителями тем из года в год становятся, как правило, одни и те же люди? Можно ли совмещать одновременно и административный пост – начальника отдела – и являться научным руководителем темы или проекта? На это Алексей Жемчугов рассказал, что в Институте наблюдается некоторый провал в сменяемости поколений ученых: в 90-е годы многие молодые ученые были вынуждены уехать в зарубежные научные центры или сменить род деятельности, а потому часто получалось так, что научным руководителям не из кого было растить себе смену. «Очень надеюсь, что будущие руководители тем и проектов сидят здесь», — добавил спикер.
Молодой ученый ЛЯП Алексей Трифонов услышал для себя на семинаре много полезного.
«Алексей Сергеевич несколько раз отмечал, что всю эту информацию можно найти на сайте ОИЯИ или на каких-то других ресурсах: придется самостоятельно что-то искать, открывать документы, скачивать их, читать. На это может уйти большое количество времени и, как он точно подметил, мало людей будет этим заниматься. В этом докладе он прекрасно систематизировал информацию, которая, по большому счету, общедоступна, но здесь она была представлена целиком и доложена структурированным языком, в таком интересном формате, который здесь ребята организовали», — поделился впечатлениями Алексей.Для желающих был организован кофе-брейк до и после семинара. Всего семинар собрал около 60 слушателей.