Об астробиологии – с физиками и биологами
Семинары, 11 октября 2016
6 октября 2016 г. в Лаборатории нейтронной физики состоялся семинар профессора Ричарда Гувера (Университет Афин, США, Университет Бакингема, Великобритания) «Перспективы в астробиологии: жизнь в космосе».
Жизнь ограничена только пределами нашей Земли или распространена во Вселенной? Каковы необходимые условия для ее возникновения? Этими фундаментальными для астробиологии вопросами задался докладчик, он также представил результаты недавних исследований полярных областей Земли, вулканов, глубоководных термальных источников. Они показали, что на Земле жизнь существует в самых экстремальных условиях. Жизнь есть везде, где имеются вода (лед), биогенные элементы и источники энергии. Данные, полученные с космических аппаратов, показывают, что такие условия существуют в гигантских молекулярных облаках и, фактически, на каждой планете Солнечной системы от Меркурия до Плутона, их ледяных спутниках, кометах и астероидах, содержащих воду.
– Задача астробиологии – свести вместе специалистов разных областей, поскольку она граничит с разными областями знаний, – рассказал после семинара Р. Гувер. – Астробиолог должен разбираться в физике, химии, биологии, микробиологии. В сегодняшнем выступлении я больше всего говорил о физике воды и химии воды, потому что это центральный момент в вопросе о жизни. Вообще же основные компоненты жизни, кроме воды – это источники энергии и около 20 химических элементов, присутствующих на Земле и в космосе. Повсюду, где есть комбинация этих элементов, возникает жизнь. Это указывает на то, что условия для возникновения жизни есть везде во Вселенной. Мы вместе с академиком А.Ю. Розановым уже 20 лет исследуем в метеоритах древние окаменелости – микрофоссилии, их легко идентифицировать. Мы работали независимо, и нашли друг друга по публикациям. Начали работать вместе, и наше сотрудничество продолжается и сегодня: в Институте палеонтологии, который долгое время возглавлял А.Ю. Розанов, есть прекрасно оборудованная лаборатория. Надо отметить, академик Розанов – прекрасный палеонтолог, отец современной палеонтологии бактерий. Микрофоссилии находят и в очень древних объектах Земли, Алексей Розанов находил их в древних фосфоритах в Монголии и во многих наиболее древних породах Земной коры. А несколько лет назад мы вместе написали книгу по этой тематике. Эти исследования очень важны, поскольку оказывается, что многое из того, что мы обнаруживаем в земных породах, находим и в углистых метеоритах.
– Вы уже знакомы с исследованиями, проводимыми в секторе нейтронного активационного анализа ЛНФ, и взаимодействовали с ним. Есть планы как-то развивать это сотрудничество?
– Это захватывающие исследования, НАА позволяет определять с высокой точностью химические элементы в малом количестве исследуемого образца. Это и редкоземельные элементы и, например, иридий. Ваш реактор, чувствительная экспериментальная техника позволяют, имея низкую концентрацию элемента, с высокой точностью определить нетривиальные вещи. Мы, несомненно, будем развивать наше сотрудничество.
Начальник сектора НАА ЛНФ М.В. Фронтасьева: Мы сейчас обсуждаем с профессором первую совместную публикацию – работа в основном сделана еще несколько месяцев назад. Сейчас рассматривается возможность приезда профессора Гувера в ОИЯИ на несколько месяцев для работы. Здесь он найдет прекрасное взаимопонимание с радиобиологами и физиками, сейчас он, например, заинтересовался исследованиями, проводимыми в секторе рамановской спектроскопии ЛНФ в сотрудничестве с Г.М. Арзуманяном. Наше исследовательское оборудование позволяет решать разные задачи физики конденсированных сред, в том числе определять, визуализировать многие вещи.– У меня была прекрасная возможность пообщаться с академиком Ю.Ц. Оганесяном, – продолжает Р. Гувер, – о треках космических лучей в кристаллах оливина, алмазов и других минералов, которые образовались в суперновых звездных системах до возникновения нашей Солнечной системы. В этих кристаллах можно найти следы сверхтяжелых элементов. Эти кристаллы являются своеобразными фотокамерами со сверхдлинной экспозицией, запечатлевшими, что произошло за сотни миллионов лет.
Ольга Тарантина,
перевод Марины Фронтасьевой