Менделеевские чтения в музее ОИЯИ
Новости, 11 марта 2019
В феврале-марте 2019 года в Музее истории науки и техники ОИЯИ прошли Менделеевские чтения. Как известно, наш музей организует Менделеевские чтения уже в пятый раз. Идея возникла в год празднования 175-й годовщины со дня рождения Д.И. Менделеева в 2009 г., инициатором первых чтений в музее стала педагог ЦДО г.Дубны И.В. Глаголева. Традиции, заложенные в первые годы, сейчас преумножены и развиты. А чтения 2019 года стали особенно насыщенными! Ведь нынешний год – юбилейный, он посвящен 150-летию Периодической системы химических элементов.
Программа нынешних чтений была разнообразной, она включила в себя лекции, научные доклады, демонстрации химических опытов, интеллектуальные игры. Общим фоном научно-просветительной программы стала Менделеевская книжная выставка, где были представлены книги по химии, минералогии, петрографии, антикварные издания трудов Д.И. Менделеева.
Сотрудниками ОИЯИ в феврале были прочитаны четыре лекции, все они в той или иной степени были связаны как с самим Д.И. Менделеевым, так и с его многогранным наследием.
Первой была лекция А.А. Расторгуева «От «элементов» Аристотеля и «атомов» Демокрита до Периодического закона Менделеева». Лектор сделал подробный исторический обзор главнейших атомистических учений, начиная с античных времен.
11 февраля человечество отмечает Международный день женщин в науке. В музее в этот день состоялась лекция К.Э. Козубского «Женщины в науке». Лектор уделил значительное внимание биографиям Марии Склодовской-Кюри, Иды Ноддак и Лизы Мейтнер, которые, как известно, расширили горизонты науки (вообще) и Таблицу Менделеева (в частности). А также – самым незаурядным женщинам-ученым ОИЯИ и их научным заслугам.
Следующей стала лекция ученого секретаря ЛЯР, д. ф.-м. н. А.В. Карпова «Синтез химических элементов в природе и лабораториях». Лектор в популярной и (в то же время!) строго-научной форме ответил на непростые вопросы: как образовывались химические элементы? Как создаются новые элементы? Какие уникальные эксперименты для этого проводятся? И зачем это нужно? Как элементы получают свои имена (дубний, оганесон и др.)? Существует ли предел Таблицы Менделеева?
Затем состоялась давно запланированная лекция, которую прочел ветеран ОИЯИ, д.ф.-м. н. Е.Д. Донец, «История открытий от первого лица – синтез 102 и 103 элементов Таблицы Менделеева». Лектор, являясь соавтором данных открытий, сообщил немало ценных подробностей и подчеркнул первенствующую роль научного коллектива ЛЯР ОИЯИ в международной коллаборации по поиску сверхтяжелых. В лектории был аншлаг!
Слушателям вышеупомянутых лекций были также продемонстрированы два биографических фильма о Менделееве и документальный фильм «Получение 102 элемента».
Проходившая в рамках Менделеевских чтений научно-практическая конференция школьников открылась лекцией А.Е. Злотниковой «Удивительная Периодическая таблица химических элементов», в которой лектор рассказала об уникальной личности Д.И. Менделеева и о не менее уникальных фактах, «запрятанных» в клетках его таблицы… Восемь школьников 4-8 классов сделали доклады на химические темы: «Вредна ли кока-кола? Мифы и реальность», «Цветное пламя», «Почему клей клеит» и другие. Все докладчики получили памятные дипломы, сувениры с символикой ОИЯИ и наборы для химических опытов. Бурный восторг юной аудитории вызвали оригинальные и зрелищные химические опыты, которые продемонстрировали сотрудники ОИЯИ Вадим Ской и Дмитрий Дряблов.
Ближе к концу Менделеевских чтений музей организовал две интеллектуальных игры. Квиз для школьников «Удивительная химия» надолго запомнится духом спортивного азарта, активной вовлеченностью в игру всех пяти команд (4-х детских и одной родительской). Чрезвычайно увлекательным был и брейн-ринг для взрослых «Элементы», посвященный загадочным фактам из жизни Периодической таблицы.
Обширная и разнообразная программа Менделеевских чтений в этот раз удовлетворила интересы участников от мала до велика. Ни на одном из мероприятий зал не пустовал. Менделеевские чтения в музее превратились в настоящий праздник знаний — яркий, эмоциональный, запоминающийся.