Детально и в полном объеме
Организация, 29 января 2016
22 января 2016 г. в Доме ученых завершила свою работу 43-я сессия Программно-консультативного комитета по ядерной физике. О резолюции 118-й сессии Ученого совета (сентябрь 2015) и решениях Комитета полномочных представителей правительств государств-членов ОИЯИ (ноябрь 2015) участников сессии проинформировал вице-директор ОИЯИ Р.Ледницки. С отчетами по теме «Исследования в области нейтронной ядерной физики» и проектам, выполняемым в рамках темы, выступили В.Н.Швецов, Ю.Н.Копач, М.В.Фронтасьева. Об эксперименте COMET рассказал А.В.Куликов.
Участники сессии обсудили проект Семилетнего плана развития ОИЯИ на 2017-2023 гг. в области исследований по ядерной физике. С докладами и сообщениями выступили М.Г.Иткис, Ю.Ц.Оганесян, А.В.Еремин, А.С.Фомичев, С.Н.Дмитриев.
С научными докладами выступили В.Н.Швецов — «Исследование состава небесных тел методами нейтронной и гамма-спектроскопии», М.Гайдаров — «Описание упругого рассеяния и реакций развала легких экзотических ядер с помощью микроскопического оптического потенциала». Свои стендовые доклады по тематике ПКК представили молодые ученые.
Итоги сессии Программно-консультативного комитета по ядерной физике комментирует вице-директор ОИЯИ Михаил ИТКИС.
— На сессии рассматривались как отчеты по темам, которые завершатся в 2016 году, так и будущая Семилетняя программа. Мы ее начали обсуждать на предыдущей сессии. Должен сказать, что, откликаясь на нашу просьбу, члены ПКК достаточно серьезно подошли к рассмотрению наших прогнозов будущего развития, и, что самое главное, они собираются к следующей сессии провести серьезную работу по рассмотрению основных проектов, которые планируются на новую семилетку. Вплоть до привлечения независимых рецензентов, если какие-то вопросы, детали будут неясны.
Много внимания было уделено организации работы ускорителей Лаборатории ядерных реакций. Собираетесь ли вы налаживать, оптимизировать пользовательскую политику? — такие вопросы были обращены к дирекции. — Собираемся! После того как фабрика сверхтяжелых элементов будет введена, она в основном станет работать на синтез трансуранов, а на других ускорителях потребуется создать комитет пользователей и формировать юзерскую политику не только внутри Института и для стран-участниц, но и по запросам из стран-неучастниц. У нас в Институте есть хороший пример такой политики на реакторе ИБР-2. Там, конечно, много нейтронных каналов, а здесь будет посложнее, но, тем не менее, несколько тысяч часов ускорительного времени нашим коллаборантам для совместных проектов можно будет предоставить.
Для того чтобы анализировать разные крупные установки, их программы, например ACCULINNA-2, члены ПКК хотят видеть все технические решения, все проекты в полном объеме, со всеми параметрами. То есть подойти не формально, а с полным пониманием всего комплекса решаемых задач. Это тоже серьезный момент в нашей общей работе. И мы, вынося на обсуждение комитетов элементы наших планов, конечно, заинтересованы в такой взыскательной оценке с их стороны. Тем самым подтверждая основное содержание работы программных комитетов, которое заключается в рецензировании и жестком отборе проектов. Именно так впредь и будет построена работа.
В таком плане велись обсуждения материалов, представленных как Лабораторией ядерных реакций, так и Лабораторией нейтронной физики. Мне все доклады понравились — и результаты, и планы в целом, но, возвращаясь к позиции членов ПКК, еще раз подчеркну, что они хотят все вопросы рассматривать более детально. Другое еще предложение было такое, чтобы на следующих сессиях рассматривать отдельно физику тяжелых ионов, отдельно нейтронную ядерную физику, отдельно нейтринную программу. Потому что на фоне большого количества разноплановых проектов и тем трудно плодотворно работать, оценивать и рассматривать проекты.
Безусловно, высокие оценки получили как научные результаты, так и программа ЛЯР, то же самое можно сказать о некоторых аспектах нейтронной ядерной физики, но высказывались и опасения в связи с тем, что заявленная интенсивность установки ИРЕН не достигнута, а это ведет к снижению ее конкурентоспособности. И надо стремиться к достижению проектных параметров.
А вообще на сессии было много обсуждений, и, пожалуй, впервые весь состав ПКК практически без нашего участия в течение полудня работал над итоговой резолюцией. В результате первоначальная редакция претерпела довольно существенные изменения. Так что на финальном этапе работы над проектом Семилетней программы развития ОИЯИ ПКК по ядерной физике проявляет серьезный и деловой настрой. И все эксперты очень активно участвовали в его работе.
Евгений МОЛЧАНОВ,
фото Елены ПУЗЫНИНОЙ