Сверхтяжелые элементы: научная программа и инфраструктура
Новости, 08 июля 2021
С 30 июня по 2 июля в Дубне проходило совещание «Сверхтяжелые элементы». Основная цель заседания — обсуждение научной программы исследований сверхтяжелых элементов и создание современной инфраструктуры для ее реализации. На совещании выступил президент Российской академии наук Александр Михайлович Сергеев.
Президент Академии наук предложил рассмотреть идею создания большого лазерного комплекса в Дубне для развития этих технологий в России. Он высоко оценил значимость деятельности Объединенного института ядерных исследований: «Мне доставляет особое удовольствие приезжать в Дубну. Дубна и сверхтяжелые ионы — это совершенно уникальные понятия для нашей страны. А ОИЯИ — единственный международный центр в нашей стране. Дубна была создана в разгар первого этапа гонки ядерных вооружений. Сверхдержавы осознали, что для развития сотрудничества в рамках мирных ядерных исследований необходимо создавать международные научные организации. Мы и сегодня наблюдаем очень сложную мировую ситуацию. Поэтому вопрос о том, как нам развивать международное сотрудничество, — сложный, но очень значимый. Не должно быть изоляции и ксенофобии, важно сотрудничать с коллегами и за рубежом. Роль Дубны как центра международного сотрудничества очень важна для нашей страны». Александр Сергеев также выразил надежду, что комплекс ускорителей NICA будет запущен вовремя: «Это станет большим праздником для всей страны».
Академик А. М. Сергеев выступил на совещании с докладом «Ионизация вакуума в сверхсильных лазерных полях».
Совещание проводилось под эгидой Совета РАН по тяжелым ионам, в нем участвовало около 200 человек, часть собралась в Доме международных совещаний в Дубне, часть — онлайн, в том числе ученые из Германии, Швейцарии, Израиля, США.
«Один из основных акцентов сегодняшнего дня в докладах будет сделан на ходе реализации проекта по исследованию границ стабильности ядерной материи. Этот замечательный проект был отобран в рамках программы поддержки особо крупных научно-исследовательских проектов, организованных правительством РФ. Координатором этой программы является Российская академия наук», — открыл совещание директор Объединенного института ядерных исследований академик Григорий Трубников.
Важной частью совещания директор Института назвал обсуждение развития этой области исследований до 2030-го года и дальше. «Перспективные направления дают основу для новых программ, которые сегодня обсуждают в Объединенном институте ядерных исследований, Госкорпорации «Росатом» и во многих научных организациях РАН», — отметил Григорий Трубников.
Исследования в области физики тяжелых ядер и синтеза сверхтяжелых элементов связывают различные научные направления. Это новые поколения вычислительных алгоритмов, материаловедение, новые диапазоны частот и новые мощности.
Директор ОИЯИ рассказал о текущем семилетнем плане исследований, который завершится в 2023 году. Сегодня это пять флагманских проектов: комплекс NICA, Фабрика сверхтяжелых элементов, реактор ИБР-2, нейтринный телескоп на Байкале, многофункциональный информационно-вычислительный комплекс.
«Наше главное преимущество — это крупномасштабные уникальные экспериментальные комплексы», — отметил Григорий Трубников. Он рассказал, что сегодня Институт работает над инновационными исследованиями. Проект подразумевает создание межлабораторного исследовательского центра. Это создание новых крупных установок в разных лабораториях, работающих по взаимодополняющей логике. Это в том числе сверхпроводящая машина нового поколения для радиобиологии и нейробиологических исследований. Ее создают совместно с ФМБА и Минздравом, а процесс создания должен занять два-три года.
В стратегии развития Института обозначены в основном новые установки. До 2035-2036 года Институт планирует запустить новый импульсный реактор, использующий в качестве топлива нептуний. Эта установка может прийти на смену реактору ИБР-2.
В начале года на Фабрике сверхтяжелых элементов прошли успешные эксперименты по синтезу 115-го элемента таблицы Менделеева московия. «Вот уже три месяца фабрика по производительности идет вверх. Мы очень осторожны: чтобы поберечь нашу мишень, мы идем маленькими шагами. Начали с одного микроампера, потом 1,2, потом 1,5, 2 и 3 микроампера. Тут мы остановились: то, что сегодня дает фабрика, — это в 10 раз больше чем то, что было до нее. А мы хотим еще больше», — рассказал научный руководитель Лаборатории ядерных реакций имени Г.Н.Флерова Юрий Оганесян. Сейчас на Фабрике идет подготовка к новым этапам: с одной стороны, это эксперименты по выяснению пределов Фабрики, а с другой — подготовка к синтезу новых элементов 119 и 120.
Программа первого дня совещания включала доклады как ведущих ученых и специалистов ОИЯИ, так и их коллег из российских научных центров и Дармштадта. В. М. Шабаев (СПбГУ) представил доклад «Распад вакуума и его наблюдение в столкновениях тяжелых ядер»; В. К. Утенков и А. В. Карпов (ОИЯИ) — «Флеровий (Z=114) и московий (Z=115) на Фабрике СТЭ. Переход к синтезу элементов Z > 118».
О спектрометре для прецизионных измерений масс сверхтяжелых атомов рассказал М. И. Явор (ИАП РАН). Темой доклада М. Г. Иткиса (ОИЯИ) стало «Квазиделение — как первый светофор на пути образования сверхтяжелых элементов». Расчетам физических и химических характеристик элементов 7-го периода и их гомологов посвятил свой доклад В. И. Тупицын (СПбГУ).
В продолжение доклада В. Першиной (ГСИ, Дармштадт) о химическом поведении сверхтяжелых элементов в газофазных экспериментах вице-директор ОИЯИ С. Н. Дмитриев отметил, что «релятивистские эффекты заставляют очень внимательно смотреть на эти элементы». Он рассказал о совместной работе с группой доктора Роберта Айхлера из PSI (Институт Пауля Шеррера, Швейцария) и успехах научного сообщества в попытке ответить на вопрос, «близки ли сверхтяжелые элементы по свойствам к инертным газам (т.е. можно ли называть их «летучими металлами»)»? Автор доклада сделал вывод, что при работе с секундными изотопами методы газовой химии имеют существенные преимущества перед «водной». Ученый рассказал о первых экспериментах в этой области, благодаря которым выяснилось, что 112-й элемент с точки зрения адсорбции является аналогом ртути (поэтому коперниций еще называют эка-ртуть), а также опровергли теорию о том, что флеровий более химически активен, чем коперниций.
Затем докладчик перешел к описанию запланированных экспериментов. На Фабрике сверхтяжелых элементов, где побывали участники совещания, проводится окончательная наладка установки ГНС-3. Именно с помощью этого сепаратора будут проведены эксперименты по химии флеровия и коперниция. В усовершенствованной версии ГНС вместо детекторов, как на ГНС-2, будет камера термализации. Еще одно преимущество — быстродействие методики установки оценивается менее чем в одну секунду.
Д.И.Соловьев (ОИЯИ) представил в своем докладе сепаратор GASSOL и его использование в постановке химических экспериментов.
Научный руководитель телескопа ART-XC имени М. Н. Павлинского профессор РАН А. А. Лутовинов рассказал о результатах проекта «Спектр-РГ». Космическая рентгеновская обсерватория была запущена в 2019 году. «Замечу, что масштабы, с которыми работаем мы, в 70 раз больше, чем те сверхтяжелые элементы, которые ищете вы. Но физика одна и та же», — отметил Александр Анатольевич в начале своего выступления. «Основными источниками рентгеновского излучения считаются сверхмассивные черные дыры, скопления галактик, межзвездная среда и аккрецирующие нейтронные звезды. Все эти источники отмечены на карте, полученной после обзора «Спектр-РГ». Одна из задач обсерватории — зафиксировать крупные скопления галактик. «Считается, что во Вселенной должно быть примерно 100 тысяч крупных скоплений галактик. «Спектр-РГ» должен увидеть их все».
В первую часть программы второго дня совещания вошли доклады сотрудников Лаборатории ядерных реакций имени Г. Н. Флерова: Г. М. Адамян, «Синтез тяжелейших ядер в реакциях слияния ядер 48Ca, 50Ti и 54Cr с ядрами изотопов актиноидов»; А. В. Карпов, В. В. Сайко, «Синтез нейтронно-избыточных ядер вблизи замкнутых нейтронных оболочек N=126, 152 и 162»; Г. С. Княжева, «Постановка экспериментов по определению выхода тяжелых фрагментов в реакциях 238U + 238U и 238U + 248Cm»; И. В. Калагин, «Ускорители ЛЯР ОИЯИ для получения пучков стабильных и радиоактивных ионов»; С. Л. Богомолов, «Источник ECR-28 ГГц для получения высокоинтенсивных пучков тяжелых ионов вплоть до 238U. Ожидаемые результаты».
Во второй части были сделаны доклады о разработках российских научных центров: А.А.Тузов (НИИАР), «Наработка мишенных материалов — изотопов 248Сm, 249Bk и 251Cf на реакторе СМ-3″; В.И.Завьялов (ВНИИЭФ), «Электромагнитный сепаратор для изотопного обогащения тяжелых актиноидов», В. А. Скалыга (ИПФ РАН), «Сильноточные ЭЦР ионные источники высокозарядных ионов и современные системы нагрева плазмы»; И. Ю. Родин (НИИЭФА), «Создание сверхпроводниковой магнитной системы для ЭЦР источника».
Третий день работы совещания был посвящен флагманскому проекту ОИЯИ — тяжелоионному коллайдеру NICA. В докладе о статусе проекта вице-директор Института В. Д. Кекелидзе отметил, что главная задача в 2021-м году — это интеграция бустера, ускорителя частиц, в общий ускорительный комплекс. В конце Года науки и технологий на ускорителе запланирован эксперимент: «Мы должны показать весь цикл инжекции пучка, его ускорения и вывода на уже работающую исследовательскую установку», — отметил Владимир Димитриевич. Первый этап в этой цепочке — монтаж канала перевода пучка из бустера в Нуклотрон. Сейчас этим занимаются физики из Новосибирска. В ближайшее время должен начаться и монтаж MPD (Multi-Purpose Detector) — одного из двух главных детекторов коллайдера в ОИЯИ.
Составным элементам мегапроекта ОИЯИ посвятили свои доклады Д. В. Дементьев — «Барионная материя на Нуклотроне», В. А. Киреев — «Многоцелевой детектор (MPD) на коллайдере NICA», А. В. Гуськов — «Детектор физики спина (SPD) на коллайдере NICA». Участникам совещания была предоставлена возможность увидеть создающийся в Лаборатории физики высоких энергий комплекс.
Евгений Молчанов, Еженедельник ОИЯИ
в материале использованы публикации портала «Научная Россия»,
фото Елены Пузыниной