Признание заслуг по средневековой традиции
Новости, 17 октября 2019
Научный руководитель Лаборатории ядерных реакций имени Г. Н. Флерова академик Юрий Цолакович Оганесян и директор этой лаборатории Сергей Николаевич Дмитриев недавно вернулись из Англии, где их принимали в Королевском химическом обществе и в Колледже святой Екатерины Кембриджского университета. Об этой поездке они рассказали редактору газеты.
С.Н.: В Кембридже Юрий Цолакович был произведен в степень Honorary Fellow of St Catharine’s College. Подобному званию трудно найти аналоги в русском языке. Это средневековая традиция. Не присуждение некой научной степени, например почетного доктора. Это, скорее, знак признания выдающихся научных заслуг крупных ученых, которых принимают в братство Кембриджского университета. Кстати, Колледж Святой Екатерины на сегодняшний день имеет самый высокий рейтинг в Кембридже по естественнонаучным дисциплинам.
Все это обставляется так, как иногда описывают прием в масонскую ложу. Церемония проходила в церкви этого колледжа. Повсюду горели свечи и только свечи, в средневековых традициях. Участвуют только члены колледжа. Мне было разрешено в виде большого исключения. Все участники облачены в мантии трех цветов в соответствии с рангами. Место Мастера (Глава колледжа) слева за кафедрой. В объявленное время звонит колокол, все двери запираются, никого не впускают и не выпускают. Посторонних нет. Все встают, заходит Мастер, занимает свое место. Приглашается кандидат, он тоже в своей мантии, читает короткую клятву верности в служении этом колледжу на латинском языке. Декан берет его за руку, подводит к Мастеру, и сложенные ладони кандидата оказываются в руках Мастера. На этом церемония завершена, кандидат принят в узкий круг «братства». Это почетно, значимо и высоко ценится в профессиональном сообществе. А дальше все участники церемонии выстраиваются для знакомства с новым членом братства. После фуршета с шампанским все садятся за стол и ужинают. Во время ужина Мастер представляет своих коллег.
Ю.Ц.: Все действо было выстроено по протоколу 13-го века. И ты будто бы оказываешься в том далеком мире. А потом возвращаешься в современность. А люди те же. У меня было время посчитать количество участников, оказалось 62 человека. Во время исполнения старинного гимна они стояли с прикрытыми глазами и как будто бы медитировали… (С.Н. рисует схему происходящего в церемониальном зале: вот вас подводят к Мастеру, он принимает ваши ладони в свои, потом вы так же обмениваетесь рукопожатиями со всеми членами братства).
На меня самое большое впечатление произвело то, что эта традиция уходит в глубину веков и остается неизменной в наши дни, а почитание Святой Екатерины Египетской, покровительницы колледжа, воспринимается как нечто неотъемлемое от служения большой науке. В университете Кембриджа учились Исаак Ньютон, Френсис Бэкон, и многие другие выдающиеся ученые. И так все идет уже восемь веков. И еще я понял, что выбор кандидата происходит тайно. Сначала обсуждается в среде профессионалов, коллег, потом также в этом сообществе присуждаются эти степени и звания.
С.Н.: А перед этим мы были в Королевском химическом обществе, где Юрий Цолакович оставил свой автограф в клеточке с названием 118-го элемента Периодической таблицы. На эту встречу были приглашены ученые, пресса.
Ю.Ц.: Во время моего прошлого визита, связанного с приемом в Почетные члены Королевского химического общества (КХО), президент КХО попросил меня прибыть на час раньше намеченного мероприятия. Я подумал, может быть, хочет поговорить приватно перед официальной церемонией. Оказалось, что для знакомства с библиотекой КХО. Когда для меня открыли материалы, связанные с Менделеевым, я был поражен: первые издания его научных трудов, его письма. Я не знал, что он владел английским языком, наверное, и французским, известно, что много писал на немецком. Огромное количество документов, не знаю другого такого места, где посетителям так же свободно могли бы выложить на стол подобные «богатства». А потом привели в музей Фарадея, где показали его лабораторные журналы, и некоторые из них с последними незаполненными страницами. Их для меня открывают и просят: «Распишитесь!» Большое внимание уделяют истории и популяризации науки. Ярким эпизодам научных открытий. В прошлый визит довелось побывать в колледже, где учился Ньютон. Там всем показывают яблоню, которая считается праправнучкой того дерева, с которого упало яблоко на голову великого ученого.
…Когда закрывается последняя страничка блокнота или нажимается кнопка «стоп» на диктофоне, опыт подсказывает, что сейчас-то и начнется самое интересное. И посмеявшись над продолжением истории ньютонова яблока, мы подводим итоги нашей короткой встречи. Я тоже поражен глубиной и незыблемости вековых научных традиций. И тому, как автограф выдающегося ученого занимает, в сущности, свое законное место в Периодической таблице элементов или лабораторном журнале Фарадея.
Евгений Молчанов, Еженедельник ОИЯИ