Преподаватели и студенты о прошедшей молодежной школе ЛНФ
Новости, 15 ноября 2017
С 8 по 10 ноября 2017 г. в Лаборатории нейтронной физики ОИЯИ работала восьмая Международная молодежная научная школа «Приборы и методы экспериментальной ядерной физики. Электроника и автоматика экспериментальных установок». Программа школы традиционно включала в себя лекции по современному состоянию электроники и программного обеспечения нейтронных спектрометров, приборов и методов нейтронно-физических экспериментов, а также несколько практических занятий. Участники школы познакомились с уникальными экспериментальными установками ЛНФ.
– Мы приобрели хороший опыт организации этой школы, и часть ее слушателей возвращается к нам, – продолжил приветствие директор лаборатории В. Н. Швецов. – Пусть это небольшое количество, но много принять мы и не можем, да и проводим определенный отбор. Может быть, это нескромно, но хочу вам сказать, что ОИЯИ – одно из самых лучших мест, где можно заниматься наукой, а для занятий ядерной физикой и физикой частиц – точно самое лучшее. В Институте проводятся исследования в области физики высоких энергий, нейтринной физики, в пятистах метрах отсюда мировой центр синтеза сверхтяжелых элементов.
Благодаря воле дирекции ОИЯИ, начиная с В. Г. Кадышевского, который в тяжелые 1990-е организовал Учебно-научный центр, развивается образовательная компонента. Сегодня УНЦ – самостоятельное подразделение Института, через которое за год проходят по различным программам свыше пятисот молодых людей. Следите за сайтами УНЦ и ОИЯИ, участвуйте в наших учебных программах! Последние годы бюджет ОИЯИ ежегодно увеличивается на 20–22 процента. Благодаря этому мы реализуем масштабные научные проекты, приобретаем современное оборудование, можем отбирать самых лучших молодых людей. Учитесь, приходите к нам в лабораторию, мы вас ждем!
Фото Елены Пузыниной
Как рассказал корреспонденту Еженедельника ОИЯИ председатель оргкомитета С. А. Куликов, в этом году на школу было отобрано только 60 участников, поскольку практика проведения предыдущих школа показала, что при большем количестве участников практические занятия становятся менее эффективными. Конкурс в этом году оказался три человека на место, на Школу ЛНФ приехали студенты, аспиранты и несколько младших научных сотрудников из университетов и институтов четырех стран и десятка российских городов. В школе участвовал традиционный партнер ОИЯИ Казахстан, а также Украина, Армения, Белоруссия. Поскольку открылась базовая кафедра ОИЯИ в Казанском университете, то несколько участников приехали из Казани, представлен Урал, традиционно участвуют Обнинск, Москва, Дубненский университет. Школа проходит уже в восьмой раз, и оказывает определенную помощь ЛНФ в подготовке молодых кадров. Когда школа только начинала проводиться, молодежь в Лаборатории нейтронной физики составляла 10 процентов, сегодня – это уже четверть, что демонстрирует позитивную динамику. Очевидна и востребованность школы т.к. ребята приезжают и на летние практики, на дипломное проектирование. С. А. Куликов отметил, большое количество стоящих перед школой современных и интересных задач, связаных с робототехникой, а также с новыми направлениями – мехатроника, программирование, криогенная техника.
Фото Сергея Куликова
Говоря о практических занятиях школы, С. А. Куликов заметил, что на практике ребята знакомятся с новыми устройствами – и с детекторной частью, и с криогенной электроникой, но основная задача программы – это базовые знания, которые можно применить на практике на спектрометрах ЛНФ. В практических занятиях ребята работают с настоящим, современным оборудованием, которое используется сегодня в экспериментах. Как всегда во время школы проводился конкурс докладов, на который в этот раз было заявлено свыше десяти работ. Все участники школы получили сертификаты, а победители конкурса докладов – памятные призы.
Во время школы прошел визит делегации из Казани во главе с директором Института физики Казанского университета. Гости посмотрели, чем занимаются ребята, которых они прислали на школу, познакомились с практическими занятиями, пообщались с преподавателями для дальнейшего совместного формирования общих образовательных программы, позволяющих целевым образом направлять студентов в Дубну для учебы в магистратуре.
Константин Бонус: Я учусь в Минской академии авиации, мне было очень интересно здесь услышать о приборах, системах, методах контроля. Эта тематика сильно коррелирует с моей специальностью. Некоторые лекторы объясняли все очень доходчиво, все было понятно. Практика тоже выше всяческих похвал. Я посмотрел возможные темы дипломных работ на сайте ОИЯИ, скорее всего, приеду сюда на диплом.
Вадим Ской: Я магистр кафедры нейтронографии физического факультета МГУ и лаборант в группе малоуглового рассеяния ЮМО. Для меня участие в школе очень познавательно, поскольку позволяет глубже проникнуть в те проблемы, которые я ежедневно решаю. Поскольку я вхожу в экспериментальную группу, мы обращаемся с установками на достаточно высоком уровне, а подобная школа позволяет взглянуть на основы работы этих установок: это электроника, программы управления и контроля и другие подобные вещи. Это чрезвычайно полезно и, кроме того, позволяет мне как начинающему сотруднику познакомиться со старшими коллегами и руководителями отделов, с которыми наша группа непосредственно сотрудничает. А также узнать о тех направлениях, о которых я пока еще не знал, то есть она дает углубление в моей специфике и расширение кругозора.
Елизавета Черепанова: Я участвовала в школе в прошлом году, когда училась в Уральском федеральном университете по специальности «Ядерная физика». На школе узнала очень много интересного, особенно по нейтронной физике, по детекторам, об Институте в целом. Мне очень понравился Институт, захотелось вернуться сюда. Я нашла в ЛЯП руководителя дипломной работы. Закончила бакалавриат и поступила в магистратуру МФТИ на кафедру ОИЯИ. А сегодня на школу пришла повидать людей из УрФУ.
Асель Курманалиева: Сейчас я студентка первого курса магистратуры Дубненского университета по специальности «Системный анализ и управление устойчивого развития сложных систем». Тематика школы не очень совпадает с моей специальностью, но в бакалавриате в Алма-Ате я училась по специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение», хотя физикой интересовалась со школы. На первом практическом занятии мы вникали в программу Sonix, сегодня будет еще практика по программированию. Мой брат работает в ЛЯП и рассказывает много интересного. Очень хочу поступить на работу в ОИЯИ, но знаний пока не хватает. Скажу честно, у вас базовые знания дают лучше.
Юрий Техтелев: В основном я занимаюсь спектрофотометрией, а спектрометрия нейтронов на нее достаточно похожа. Я увидел, насколько здесь продумано программное обеспечение, как с ним работают, почерпнул много опыта. На практических занятиях узнал много нового об оборудовании, которое мы не можем у себя увидеть, и его использовании. Практический опыт более важен, мы же в основном теорией занимаемся. Я уже заканчиваю магистратуру Луганского национального университета имени Т. Шевченко, если бы я раньше попал сюда, может быть, изменил тему диплома, но сейчас уже поздно. Хотя некоторые моменты, может быть, внесу в магистерскую работу, еще есть, над чем поработать.
Дмитрий Тетеревенков: Мы учимся в Обнинском филиале МИФИ. Я не знал, что в Дубне есть такой инновационный центр, как много экспериментального оборудования вокруг реактора, узнал о самом реакторе. Интересная была лекция о реакторе и спектрометрах С. А. Куликова. Мы занимаемся неразрушающим контролем и обработкой сигналов. И на вашем реакторе есть одно направление, связанное с неразрушающим контролем при помощи нейтронов. Поэтому эта школа для нас особенно актуальна и интересна.
Дмитрий Распопов: Дубна – очень красивый город, схожа с Обнинском. И год основания один и тот же – 1956-й. Практические работы тоже очень интересные. Наша группа специализируется на технической диагностике и приборостроении, так что эта школа для нас – как раз то, что нужно. Преподаватели всё очень интересно объясняют, здесь можно пообщаться с людьми, которые и объяснят сложные вещи, и помогут в дальнейшем с работой. Если еще представится такая возможность, мы не задумываясь сюда приедем и другим посоветуем, потому что это уникальная возможность для образования молодых ученых и специалистов.
По материалам статьи Ольги Тарантиной, Еженедельник ОИЯИ