Практика в ОИЯИ — итоги третьего этапа
Новости, 04 октября 2018
48 студентов, аспирантов и молодых ученых из университетов и институтов Белоруссии, Египта, Кубы, Монголии и Сербии участвовали в третьем этапе Международной студенческой практики, проводимой Учебно-научным центром ОИЯИ. Они работали над учебно-исследовательскими проектами под руководством сотрудников лабораторий нейтронной физики, ядерных реакций, теоретической физики, ядерных проблем, радиационной биологии, а также научно-инженерной группы УНЦ. В последний день практики студенты и кураторы проектов поделились своими впечатлениями.
Куратор одного из проектов ЛНФ Дорота Худоба: В нашем проекте сербская студентка Шарольта Цако изучала графен. У нас есть совместный с Румынией проект, по которому мы получили образцы — графен и графен на подложках. Задачей Шарольты было определить структуру этих образцов. Она очень хорошо подготовлена, изучила необходимую литературу — узнала, что такое графен, его свойства и так далее. Мы в проекте использовали две методики измерения: с помощью рентгеновского дифрактометра в нашей лаборатории и рамановской спектроскопии в ЛЯР. Она все обработала, и в итоге получился хороший, ожидаемый результат. Мы проведем еще ряд экспериментов, и получится, я думаю, неплохая статья.
Шарольта поступила в магистратуру, мы с ней предварительно договорились, что она будет продолжать работать по этому проекту, а на измерения приедет либо сюда, либо в Польшу, поскольку это совместный проект ОИЯИ с Польшей и Румынией. Сейчас к нему подключается Сербия, руководитель Шарольты в этом заинтересована. Надеюсь, у нее получится хорошая магистерская работа.
Куратор Ваел Бадави (ЛНФ): В нашем проекте по нейтронному активационному анализу участвовали семь студентов из Египта и трое из Белоруссии. Среди них были и магистранты, и выпускники, и аспиранты, то есть уровень знаний разный, но мы с коллегами по сектору пытались найти компромиссное решение в наших лекциях, к которым я стараюсь привлекать всех сотрудников сектора. Они познакомились с нашей химической лабораторией, с установкой РЕГАТА. К сожалению, сейчас реактор не работает, поэтому студенты не смогли поучаствовать в подготовке эксперимента. Но они попробовали работать со старыми образцами, научились пользоваться нашим программным обеспечением. Ребята очень близко познакомились со всеми видами работ, проводимых в нашем секторе, начиная от пробоотбора и заканчивая обработкой данных и написанием научной статьи. Я сам подготовил для них программное обеспечение, чтобы они знакомились с нейтронным активационным анализом, начиная с теории и заканчивая экспериментом. Так что за время практики студенты получили полный спектр знаний.
Владислав Климашонок (Белорусский госуниверситет, Минск): Я сам занимаюсь теоретической физикой, в частности теорией топологических солитонов. Темой моего проекта были численные методы в теории топологических солитонов, то есть совпадение с моей областью научных интересов полное. На практике я, во-первых, узнал много новых численных методов, во-вторых, пытался решить одну задачу, касающуюся взаимодействия скалярного поля с фермионами. Правда, там возникло несколько проблем со сходимостью, но я знаю теперь, как модифицировать метод. Жаль, что времени не хватило, потому что за три недели сложно такую большую работу проделать.
В Лаборатории теоретической физики мне понравилась библиотека — она очень удобная, комфортная, это идеальное место для работы. Было интересно побывать на синхрофазотроне и Нуклотроне, впервые вижу такие масштабные установки. Мы выполняли работу вместе с моим египетским коллегой, он занимается немного другой областью, так что приходилось кое-что ему объяснять, в чем-то помогать. В целом мне здесь все понравилось.
Аспирант Мохаммад Асран (Университет Сухаджа, Египет) уже работает над диссертацией: Учебный проект в ЛНФ был связан в основном с кристаллографией, это очень близко к специальности, по которой я работаю. Я очень доволен своим руководителем Иваном Бобриковым и изученным курсом, я научился новым аналитическим методам. Кроме того, у меня было время познакомиться с некоторыми новыми для меня вещами вне рамок учебного проекта. И работа над проектом поможет мне в написании диссертации: вернувшись, я воспользуюсь теми аналитическими методами, которые здесь узнал, и заново исследую свои образцы, чтобы подтвердить достоверность моих результатов.
Евгений Шавалда (Международный экологический институт имени А.Д. Сахарова, Минск): Я учусь на четвертом курсе, моя специализация — медицинская экология, а специальность — радиобиология. Я занимался в проекте по нейтронному активационному анализу, и как радиобиологу он мне очень помог, потому что я смог понять, как можно изучать состав живых и неживых объектов.
В нашем проекте работали три белоруса и семь египтян. Поначалу с египетскими студентами было нелегко общаться, но постепенно мы поняли, что они такие же, как мы. Конечно, у них другая религия, иное мировоззрение, но постепенно мы стали друзьями, вместе общались, хотя языковой барьер чувствовался: они иногда не понимали наших шуток, а мы не понимали их. Так что, кроме всего, на практике я получил еще и большой опыт общения с людьми из других стран.
Наира Мохаммад Эльгаммаль (Университет Эль Минуфия, Египет): Я закончила магистратуру, и сейчас определяюсь с темой для аспирантуры. На практике я участвовала в проекте под руководством Юрия Шукринова (ЛТФ). Специально выбрала сейчас теоретическую физику, потому что решила поменять свою область, а до этого защитила магистерскую работу как физик-экспериментатор. И когда узнала, что профессор Шукринов давно сотрудничает с коллегами из Египта, и к нему приезжает много студентов, у меня возникло очень сильное желание попасть на его проект.
Я очень многому научилась за время практики. Освоила новое для меня программное обеспечение, обрабатывала данные, которые мне предоставил профессор Шукринов, получила новые результаты. У профессора Шукринова появилось желание пригласить меня поработать на три месяца, чтобы изложить полученные результаты в статье. Наш руководитель и его коллеги уделяли нам очень много времени, все объясняли, вовлекли в рабочий процесс.
Я нашла здесь даже больше, чем ожидала. Вначале думала: что можно сделать за три недели? Но мы с профессором Шукриновым работали с утра до вечера, иногда даже в выходные. Я очень довольна и обязательно еще сюда вернусь на более длительный срок.
Эдуардо Мендоза Кабальеро (Центр углубленных исследований, Гавана, Куба): Я занимаюсь ядерной физикой. В выбранном мною проекте в ЛНФ теория, методы и литература во многом совпали с тем, что я изучал на родине. Полученные во время практики новые знания хорошо дополнили уже имеющиеся, и, вернувшись домой, я ими поделюсь. Наша группа в проекте была интернациональной, и поначалу было не очень легко, но в результате я завел несколько новых друзей — среди участников практики и дубненцев. Я хотел бы вернуться сюда, может, еще на какую-нибудь программу или уже работать.
Итоги участия студентов из Египта коротко подвел Ваел Бадави: В этом году в Египте пришлось отбирать 30 участников практики из 350 (!) претендентов. Если в 2009 году мы принимали всех желающих, то сейчас, когда почти весь Египет узнал об этой практике, были специально организованы 10 комиссий, занимавшихся строгим отбором участников. Они выбрали самых сильных студентов и молодых ученых, поэтому те, кто сюда приехал, — лучшие из лучших.
В рамках сотрудничества ОИЯИ — Египет в нашей стране планируется создание двух новых информационных центров: один будет находиться в Каирском университете, второй — в Александрийском. В них будет отражаться и распространяться по всему Египту вся информация, новости об ОИЯИ. Египет станет центром распространения информации об ОИЯИ в двух направлениях — по Африке и на Ближний Восток, поскольку среди 22 арабских стран Египет единственная страна — ассоциированный член ОИЯИ. Мы заключили соглашение с Арабским агентством по атомной энергии в Тунисе и будем этот канал также использовать для продвижения информации об ОИЯИ.
Ольга Тарантина, Еженедельник ОИЯИ,
перевод Ваела Бадави и Елизаветы Цукановой,
фото Елены Пузыниной, Научно-информационный отдел ОИЯИ