Симпозиум начался с открытия памятника В.И. Векслеру

Новости, 17 сентября 2012

17 сентября 2012 г. в конференц-зале Лаборатории физики высоких энергий открылся 20-й Международный симпозиум по спиновой физике SPIN-2012, на который приехали около 300 представителей ведущих ускорительных центров мира.

Приветствуя участников симпозиума, директор ОИЯИ академик В.А. Матвеев отметил: «Очень приятно, что одна из крупнейших конференций в этой области открывается в стенах нашего Института, и особенно приятно, что это происходит в год 105-летия со дня рождения Владимира Иосифовича Векслера – человека, который положил начало этой лаборатории и обеспечил создание уникального объекта – синхрофазотрона. Здесь собрались ведущие ученые мира  в области физики высоких энергий, в частности спиновой физики. Так что здесь будет очень высокий уровень всех обсуждений и докладов. Для нас это очень важно, потому что мы стоим в преддверии создания комплекса NICA, где спиновая физика – один из важнейших элементов научной программы».

Более подробно о научной программе Нуклотрон-NICA рассказал директор ЛФВЭ профессор В. Кекелидзе.

В этот же день на площади перед административным корпусом состоялось торжественное открытие памятника В. И. Векслеру. Это третья по счету работа скульптора академика Мераба Мерабишвили в Дубне. Бюст академика Н. Н. Боголюбова установлен у главного административного корпуса ОИЯИ и еще один бюст – в конференц-зале ЛТФ. «Говорить – это не амплуа художника, – произнес на открытии Мераб Мерабишвили, и добавил, указывая на памятник, – вот, я уже сказал». Тем не менее в интервью журналистам он рассказал, что работа над памятником длилась год – не только над изображением известного физика, но и над постаментом: «Важно знать и передать внутренний мир изображаемого. Только внешнее сходство – это натурализм, а внутреннее состояние – самое главное. Я видел Векслера большим ученым».


На открытии выступил профессор В. Никитин, он поделился воспоминаниями с коллегами, которые не знали Векслера: «Моя карьера сложилась очень счастливо, потому что я работаю в лаборатории с 1956 года и был свидетелем этого великого события – запуска самого большого в мире ускорителя. И что особенно важно – работал некоторое время непосредственно под руководством В. И. Векслера. Это был великий человек, его способ руководства я назвал динамическим управлением. То есть он ставил вопрос, остро критиковал наши предложения. Но мы очень быстро поняли – его критика означает, что мы должны еще и еще раз вернуться к проблеме и пересмотреть, где правы, а где нет. И только после третьего-четвертого захода В. И. Векслер говорил – теперь я вижу, что вы глубоко прониклись идеей и утверждаю ваше предложение. Еще одна замечательная особенность этого общения была в том, что мы не чувствовали разницу между академиком и студентом. Я в то время был студентом, мы находились в ауре доступности, благожелательности, открытости. Часто кто-то из нас горячился, доказывая свою идею, тогда Векслер говорил – успокойтесь, не выпрыгиваете из штанов. Эта его любимая фраза располагала к размышлениям и сотрудничеству».