DRIBsIII: от этапа к этапу. Ускорители должны работать на физику
Новости, 05 мая 2014
Еженедельник «Дубна» продолжает из месяца в месяц следить за тем, что происходит на строительно-технологических площадках и участках Лаборатории ядерных реакций, где ведутся работа по проекту DRIBs-III. В понедельник 5 мая 2014 г. мы вновь встретились с главным инженером ЛЯР Георгием Гульбекяном.
О работе ускорителей за время, прошедшее после нашей предыдущей встречи
До середины апреля У-400М успешно, по мнениям физиков, работал на установку COMBAS. Сейчас на У-400М идет подготовка площадки под монтаж установки ACCULINNA-2. На циклотроне У-400 с модернизированным ионным источником работа велась в основном на установку WASSILISSA. Неделю проводили на пучках тестирование микросхем приборов, которые будут работать в космосе. По программе исследований на установке WASSILISSA поставлен полномасштабный опыт с пучками титана-50. Есть предположение, что это важный изотоп для исследования сверхтяжелых элементов. Сложность получения пучка титана-50 заключалась в особой технологии подачи вещества в ионный источник. Она была решена в коллаборации с коллегами химиками из Франции, Страсбурга. Сейчас на У-400 начинается ускорение еще одного нового для нас иона – гадолиния для задач, которые ставит заместитель директора ЛЯР В. Загребаев. Главное – как всегда, получение необходимой интенсивности. На пучках циклотрона ИЦ-100 ежедневно решались задачи по физике твердого тела и по производству трековых мембран. Машина работает устойчиво. На микротроне МТ-25 в апреле нарабатывали новые изотопы и решали другие физические задачи. Ускорители будут работать до 1 июля, мы остановим их не в августе, как обычно. При этом остается в силе наш обычный посыл: ускоритель должен работать на физиков, и конечный продукт – это научные статьи – вопрос принципиальный. Если ускоритель работает на физиков меньше 80-90 процентов своего времени, значит, это не установка, а модель.
По ускорительным проектам
Для DC-280 ведется комплектация оборудования. На этот год установлено плановое ограничение средств по этому проекту, но значительная сумма была выделена еще в прошлом году на контракты и вскоре вернется в виде готовых узлов. Если говорить о проблемных вопросах, то заказы на значительную часть тяжелого (металлоемкого) оборудования, в том числе основной магнит и многое другое, размещены на Новокраматорском машиностроительном заводе. Изделия по контракту уже почти готовы. Основной магнит в мае будет завершен, сепарирующий магнит тоже, все работы планируется закончить в сентябре. Отношения с заводчанами складываются как и прежде. И мы надеемся, что политический кризис на Украине не помешает поставкам.
По экспериментальному корпусу. Первый этап предполагает создание всех бетонных конструкций – работы идут, но есть отставание. Хотелось бы, чтобы строители работали более интенсивно. Этот этап должен завершиться вместе с созданием полного рабочего проекта на все элементы этого здания. С нашей стороны идет проверка: вопросы-ответы, экспертизы по всем элементам проекта, чтобы в любой специализированной фирме по этой документации заказать любую из систем. Наша задача – это инженерные системы.
О реконструкции экспериментального зала У-400
Она нацелена на расширение возможностей циклотрона по спектру ускорения тяжелых ионов, которое позволяет выйти за рамки синтеза СТЭ. Сейчас проект завершается в стадии «П», то есть принципиальной. Думаю, что после всех критических обсуждений и изменений в ближайшее время он будет завершен. Дальше – представление в Главэкспертизу и получение заключения на продолжение этих работ.
На снимке Валерия Башевого – электростатический дефлектор модернизированной установки "ВАСИЛИСА"
По установкам, включенным в проект DRIBs-III, наиболее успешно продвигается WASSILISSA, далее следует ACCULINNA-2 – мощнейшая установка, сепаратор для У-400М. Базовое оборудование изготавливается во Франции, должно быть поставлено в ближайшее время. Сейчас готовим помещение для монтажа в зале У400-М. Помещение старое, и приходится принимать нестандартные решения непростых строительных и технологических проблем. Здесь нужна особая организация работ. Надеемся, что уже в июле начнется механический монтаж оборудования этой установки.
Что касается установки GALS, предназначенной для селективной ионизации продуктов реакций, – лазерная часть движется неплохо, а сердце этой установки – ионизационная ячейка и сепаратор сейчас в стадии обсуждений, расчетов и разработки.
Вот что, собственно, произошло в апреле в связи с проектом DRIBs-III. Всё в рабочей позиции, но, конечно, важнейшим вопросом остается подготовка кадров, это хочу отметить особо. К сожалению, при всей мощной кадровой инфраструктуре нашего Института эффект пока невелик. Фактически из ведущих вузов страны привлечь сюда талантливых молодых людей, особенно на инженерные специальности, довольно затруднительно. Причины разные. Рядом Москва с ее финансовыми преимуществами, и на уровне Института с этим что-то надо делать. Местный университет готовит специалистов, но их уровень не соответствует нашим требованиям, и приходится эту молодежь переучивать. Есть определенные надежды в связи с предполагаемым при УНЦ ОИЯИ созданием учебно-инженерного центра, и наши специалисты участвовали в обсуждении этой программы, но во что это выльется, говорить пока трудно.
Еще раз хочу подчеркнуть: главная цель, для которой мы работаем, – это ускорители, нацеленные на новую физику: новые исследования, новые элементы, новые реакции, – то есть создание машин для широкой программы экспериментов на пучках.
Евгений Молчанов, Еженедельник "Дубна: наука, содружество, прогресс"