Новый облик, комфорт, безопасность
Интервью, 30 июля 2020
Два самых масштабных проекта для ОИЯИ на данный момент — это NICA по научной тематике и «Гриль» (общежитие гостиничного типа на Московской, 2) — по социальной. Здание давно требовало серьезной реставрации. Практически за сорок с лишним лет, а введено в эксплуатацию оно было 30 декабря 1976 года, капитальный ремонт в нем не проводился ни разу, разве что периодически ремонтировалась кровля, спасая от протечек номера. Сегодня внешний вид гостиницы существенно изменился, хотя наружные работы не закончены. Что происходит в стенах помещения сейчас, как изменятся внешний вид и условия проживания, — рассказывает руководитель Управления хозяйственного обслуживания и капитального строительства ОИЯИ А. А. Брунь.
— Александр Александрович, давайте обратимся к истории вопроса. С чего начиналась реконструкция гостиницы на Московской, 2?
— Когда было решено начинать ремонт, мы обратились к экспертам, получили заключение о техническом состоянии здания. Они рекомендовали максимально снять нагрузку на конструктивные элементы, потому что поменялись многие нормативные требования, в частности по снеговой нагрузке. Было принято решение о комплексном капитальном ремонте, проведен конкурс, выбран проектировщик, разработана и утверждена документация по строительному проекту. Надо отметить, что все заранее знали — это дорогое удовольствие. Здание большое, конструктивно сложное. И вначале рассматривали бюджетный вариант. Но в процессе проектирования, учитывая пожелания стран-участниц, чьи сотрудники проживали в гостинице, стало понятно — здание должно быть сделано на современном уровне, максимально возможной комфортности, что-то вроде Дома молодежи. Соответственно поменялась концепция по отделке, материалам, перегородкам и конструктивным решениям. Естественно, это повлекло увеличение финансирования и существенное изменение проекта. Собственно, в процессе работ проект меняется постоянно — как только начали демонтаж, убрали панели, линолеум, обнаружились и строительные недоделки, и необходимость новых работ.
— Расскажите о компании, которой доверено производство ремонта.
— Наш генеральный подрядчик чешская компания ASARKO. Выбрали ее не случайно. У нас был совместный опыт по капитальному ремонту служебного дома на Строителей, 8. Большой опыт у компании по ремонту с утеплением фасадов, они на этом специализируются и фактически привезли в Институт эту технологию, ее сейчас подхватывают другие строительные организации.
— Какие работы произведены в первую очередь?
— Была выстроена последовательность ремонта. Прежде всего надо было сделать кровлю — снять большую массу старых материалов. Толщина наслоений за все годы латания составила примерно 40 см, порядка 300 тонн. С утилизацией такого количества строительных отходов даже возникла проблема, поскольку региональный оператор не имел лимитов их размещения на полигонах. Пришлось заключать отдельный договор, вывозить отходы в Тверскую область.
Здание, по рекомендации экспертов, было поставлено на геодезический мониторинг, приезжали специалисты, проверяли параметры устойчивости здания и стабильности грунтов. Мы опасались, что в ходе работ могут быть подвижки. А ремонт кровли и фасада, как известно, проводился в условиях проживания людей.
— Расскажите об основных проблемах в здании с коммуникациями и конструктивными элементами. Как они решались?
— Большая проблема — температурный режим. На нижних этажах в морозные дни, бывало, термометр показывал 13 градусов. При этом на верхних этажах жарища, жильцы распахивали окна. На изображении 1 представлена тепловизионная съемка, сделанная до фасадных работ. Видно, что «сияют» не только окна, но и панели, можно понять, какие из них пропускают тепло особенно сильно. При съемке температура снаружи была минус 12 градусов, а за окном здания плюс 2,7. То есть общежитие обогревало окружающий воздух. Поэтому первым делом компанией ASARKO были заменены старые окна на пластиковые. Затем закреплены декоративные навесные панели. Были привлечены специализированные лаборатории, которые проверяли состояние панелей. В итоге их закрепили специальными шпильками, поскольку заменить на новые было невозможно. На втором снимке видно, как изменилась картина после проведения фасадных работ. Желтые пятна на этажах — это открытые форточки. Причем систему отопления к этому моменту еще не поменяли, но зима прошла для проживающих значительно комфортнее.
Старые коммуникации полностью подлежат замене. Система отопления не работала в расчетном режиме. Устарели система дымоудаления и пожарная сигнализация, не работали системы вентиляции и кондиционирования. Электропроводка была выполнена в алюминии, что давно не соответствует требованиям. По современным нормам нужны медные провода определенного сечения. Мы теперь принципиально решаем проблему по надежности электроснабжения — здание запитывалось фактически от одной подстанции и резервного источника не было. Сейчас во дворе будет стоять дизель-генератор, который обеспечит электроснабжение в аварийных ситуациях по нормам пожарной безопасности. Проведены работы по усилению фундамента с наружной стороны, заменена подводящая теплотрасса. Это все, еще раз подчеркну, только подготовка для ремонта помещений, работы выполнялись, когда еще в здании жили сотрудники Института.
— В здании было 279 номеров на 432 места. Даже если реально проживающих меньше, подобное переселение — дело сложное. Нельзя было обойтись без него?
— В здании 3-5-й этажи занимает гостиница, 6 других общежитие. Само здание 13-этажное, девять этажей жилые, остальные технические. Изначально планировалось (пока не было решено, куда расселять сотрудников) поэтапное проведение работ — ремонтировать половину здания, а во второй оставить жильцов. В ходе обсуждения стало ясно, что строители работать не смогут, есть закон о тишине, а проживающим и так уже досталось шума и пыли, пока ремонтировали кровлю и фасад. То есть правильнее было все-таки проживающих расселить, причем достаточно быстро, так как от этого зависели сроки работ. К тому же были планы по проведению школ и конференций, когда в гостиницах и «Ратмино» мало свободных номеров. В итоге только в сентябре прошлого года начался масштабный процесс переселения. Была проделана большая работа Управлением персонала и Управлением гостинично-ресторанного комплекса — договаривались с гостиницами, делали косметический ремонт в «Ратмино», обеспечивали транспортное сообщение, компенсацию за съем жилья, помощь при переезде, помещения для хранения вещей и так далее.
В итоге проект переработан под полное отселение. Кстати, подрядчик, компания ASARKO, был выбран еще и потому, что они, скажем так, на общественных началах к тому времени уже занимались подготовкой своего варианта ремонта фасада и предложениями по меблировке гостиничных номеров. Любая другая строительная организация, пока вошла бы в курс дела, не успела бы развернуть стройплощадку. И сейчас, в условиях коронавируса, понятно — если бы мы в августе прошлого года не начали демонтаж в доступных зонах, не провели расселение и не начали ремонт, то сорвали бы эту работу.
— Как ситуация с коронавирусом сказалась на ходе ремонта?
— На этом объекте работы не останавливались. Институт как организация, использующая ядерную энергию, полностью не закрывался. Руководство ASARKO, согласно всем требованиям губернатора и санэпиднадзора, предоставляло документы, что их сотрудники обеспечены средствами индивидуальной защиты, нет прибывших из-за рубежа с коронавирусом. Единственное, что часть чешских специалистов уехали и не могут вернуться, как не могут и въехать новые сотрудники. Но это вопрос координации, в целом же пандемия существенно на наши планы не повлияла.
— Расскажите, что изменится внутри и снаружи гостиницы.
— По просьбе УГРК некоторые номера перепланированы для повышения комфорта и удобства размещения проживающих. В каждом номере предусмотрены современный санузел, душевая кабина, маленькая кухня, оснащенная вытяжкой, встроенные шкафы в коридоре, соответствующая меблировка. Было принято решение переделать перегородки в коридорах, сейчас это будет сделано красиво, из современных материалов. Существенно улучшаем условия в постирочных: увеличиваем количество стиральных машин, устанавливаем сушильные шкафы, будет выгорожена часть помещения под гладильню. У нас в проекте активно участвуют ребята из ОМУС, они попросили в холлах на этажах сделать коворкинги, чтобы было где собираться, работать или общаться.
Задача перед строителями была поставлена сложная: максимально сохранить исторический облик, при этом сделать более комфортным проживание, применить современные материалы и технологии. И в этом плане возникли проблемы с облицовкой армянским туфом. Материал пористый, впитал в себя много пыли, потерял цвет. К тому же на облицовке были выкрашивания, сколы, трещины. Мы долго думали, как с ним быть — демонтировать, заменить другим камнем или декоративной штукатуркой, обоями. Особенно это касается центрального холла и холлов на этажах. Но решение нашлось — есть, оказывается, специалисты по туфу. Они шлифуют поверхность, обеспыливают, делают специальную пропитку, и камень играет! Таким образом мы сохраняем его не только внутри, но и снаружи.
Меняется отделка и в коридорах. Там были панели из ДСП. Сейчас много новых требований по пожарной безопасности. В реконструкции здания старой постройки далеко не так просто их соблюдать, а некоторые и вовсе невозможно. Материалы применяются только сертифицированные, негорючие, но они должны быть и декоративными, и удобными в эксплуатации. Я вообще вопрос эксплуатации ставлю на первое место — когда мы принимаем решение по материалам, обязательно приглашаем и специалистов УГРК, спрашиваем, какие полы или панели им будет удобнее содержать в чистоте, поддерживать внешний вид. Обычно строители не уделяют должного внимания этим вопросам. Сдается объект, а на следующий день, когда приходят эксплуатационщики, обнаруживаются перекосы, недоделки и так далее. Мы все работаем в одной организации и должны учитывать интересы других подразделений ОИЯИ.
В кафе тоже решено сохранить исторический облик и предусмотреть возможность трансформации зала. В ОИЯИ проходит много мероприятий, не все помещения предназначены одновременно для питания и проведения заседаний. Нужны также небольшие конференц-залы. В здании есть так называемые нависающие части, они опираются на колонны с двух торцов гостиницы. Мы предложили в зоне, которая выходит к Волге, сделать зал №2 для кафе. Это больше предназначено для молодежи и гуляющих по набережной. Можно будет зайти, выпить кофе, перекусить, отдохнуть. На площадке подиума, ближе к самолету, будут установлены зонтики и выносные столики в теплое время года. А со стороны железной дороги в такой же зоне с колоннами решено сделать фитнес-зал для проживающих. Добавляем еще малый зал внутри кафе. В кафе, если помните, был танцпол, расположенный уровнем ниже (рельефное панно на стене решено сохранить, поэтому придется сохранить и это понижение). Здесь перегородками и ширмами можно будет разгородить несколько рабочих пространств. Кроме того, в «Гриле» когда-то был малый зал, последнее время он использовался как служебное помещение. Он тоже будет отделяться раздвижной перегородкой. То есть одновременно можно будет вести несколько заседаний, небольшой банкет или обед для гостей Института, организовывать питание для проживающих. Нас также попросили сохранить потолок из медных элементов. За эти годы он сильно потускнел. Чашечки со светильниками сейчас демонтировали, отвезли на реставрацию. В свое время будут возвращены на место.
— Все работы идут по срокам?
— Да. У нас поэтапная схема договоров, сейчас в работе третий договор. Остались отделка кафе и ремонт наружной части — тот самый туф, фасад первого этажа и сам подиум. Внутри по разным видам работ разный процент готовности. В целом идем по графику, и по некоторым направлениям даже с опережением. За ремонтом ведется постоянный контроль со стороны дирекции, работают две группы сопровождения, которые помогают решать возникающие вопросы.
Сейчас, согласно приказу дирекции, задача стоит закончить ремонт до конца этого года, чтобы после новогодних праздников большая приемочная комиссия оценила работу. Это касается в первую очередь жилой зоны. Благоустройство, скорее всего, перейдет на весну-лето следующего года, в зависимости от погодных условий. Сейчас есть только техническое задание, разрабатываем проект. В перспективе хотим сделать декоративное ограждение по периметру земельного участка. Хозяйственный двор, наверное, закроем забором, ограничим доступ. Озеленение надо приводить в порядок, тротуары. Обновленное здание будет выглядеть современно. Оно и раньше выделялось на фоне городского ландшафта, а сейчас, когда смотришь с моста, оно символизирует, олицетворяет начало институтской части Дубны.
Галина Мялковская, Еженедельник ОИЯИ