Новые задачи в новом здании
Новости, 10 июня 2019
В начале июня в секторе радиационной физиологии ЛРБ начнет функционировать виварный блок, в котором в соответствии со всеми требованиями будут размещаться мелкие лабораторные животные, необходимые для экспериментов. Сектор переехал в корпус №71 площадки ЛЯП недавно, как и разместившийся ранее в этом же здании сектор астробиологии. Экскурсию по всем помещениям сектора провел научный сотрудник сектора Юрий Сергеевич Северюхин.
— Мы переехали сюда два года назад, и получили в этом корпусе несколько помещений. Мы ждали этого события, чтобы в полном объеме развернуть наши радиационно-физиологические исследования. В одном из помещений — «темной комнате» — проводится изучение дегенеративных изменений в зрительной системе — сетчатке, хрусталике, других элементов зрительного аппарата после действия заряженных частиц различных энергий. Эти работы ведутся под руководством Михаила Аркадьевича Островского в коллаборации с МГУ и Институтом биохимической физики РАН. Отдельное помещение оборудовано для исследования поведенческих реакций у мелких лабораторных животных. У нас есть довольно большой набор установок — для исследования долговременной памяти, кратковременной памяти, двигательной активности, эмоционального статуса, исследовательской активности, моторных нарушений. Создание проекта этой лабораторной установки и размещение всего необходимого оборудования осуществляла специализированная московская организация. Сейчас мы обладаем видеозаписывающим оборудованием и специальным пакетом программ для анализа поведенческих реакций. Здесь можно проводить не только исследования, относящиеся к прямому воздействию радиации, но и эксперименты, направленные на изучение фармакологической коррекции этого воздействия. Здесь можно изучать ноотропы, нейропротекторные вещества.
В другом блоке лабораторных помещений изучаются морфологические изменения в головном мозге экспериментальных животных. В связи с расширением спектра наших задач, связанных с вопросами радиационной медицины, мы проводим исследования морфологических и функциональных изменений в различных тканях и органах при облучении. Вся необходимая приборная база для этого у нас есть. Отдельный блок и специальное оборудование выделено для содержания животных. Виварный блок (на снимке) оснащен современным компьютеризированным оборудованием, регулирующим и записывающим условия содержания животных. В нем могут одновременно разместиться десятки крыс и двести мышей. У нас есть необходимые для работы помещения, в которых будет проводиться стерилизация необходимых материалов.
— Здесь животные будут постоянно содержаться или находиться только во время экспериментов?
— Мы изначально обсуждаем план эксперимента, рассчитываем необходимое количество особей, обсуждаем с коллегами все этапы эксперимента. Животных к нам поставляют из специализированного питомника в г. Пущино. Заказываем определенных животных специально под определенные задачи. Например, мышей-альбиносов мы редко используем для исследования ретинального пигментного эпителия, для этого используем животных других специальных линий. А поведенческие тесты мы проводим, главным образом, на крысах — у них более сложное, интересное поведение в отличие от мышей. За животными следит специалист-зоотехник, а в секторе работают шесть молодых сотрудников. В основном это выпускники кафедры биофизики нашего университета. Два года с нами работает коллега из Словакии Мария Лалковичова, она специалист в области нейродегенерации, с ней мы вводим в практику новые методики в плане выявления нейродегенерации в тканях головного мозга.
Подготовку к эксперименту по исследованию радиационно-индуцированных нарушений в зрительной системе ведут Д. М. Утина, М. Г. Лалковичова, К. Н. Ляхова
До переезда в это здание основные эксперименты мы проводили в корпусе Института медико-биологических проблем. Свою дипломную работу я делал под руководством профессора Александра Александровича Иванова — ведущего научного сотрудника нашего сектора. На данном этапе наш сектор активно развивается, мы благодарны поддержке дирекции ЛРБ. Я думаю это очень хорошо, что в Институте существуют интересные прикладные направления исследований, близкие важным общечеловеческим проблемам здоровья и безопасности. Мне кажется, это очень важно. В последнее время уделяется все больше внимания радиационной фармакологии, а именно, исследованиям препаратов, веществ, которые тем или иным образом способны модифицировать радиационный эффект. Например, последняя работа Евгения Александровича Красавина с коллегами — исследование препаратов, которые способны усиливать радиационные эффекты от воздействия гамма-квантов, медицинского пучка протонов. Это может существенно повысить эффективность радиотерапии. В исследованиях влияния таких препаратов мы сейчас тоже активно участвуем.
Проведение эксперимента по изучению моторного дефицита у крыс на установке Beam Walking
— А с приматами вы работаете?
— Нет. Приматов к нам привозят на облучение из других институтов. Мы основное внимание уделяем исследованиям на грызунах — животных, на которых проводят исследования in vivo во всем мире. Интерес к этим исследованиям растет, я даже заметил, на конференциях и семинарах делается все больше докладов по смежным направлениям. Да и количество публикаций и в России и за рубежом постоянно увеличивается. Можно сказать, Дубна — Эльдорадо для радиобиологов с возможностью использовать экспериментальные установки. К нам на эксперименты регулярно приезжают специалисты из многих московских институтов — МГУ, ИМБП, Федерального медико-биологического центра им. Бурназяна, с ними у нас ведется тесное сотрудничество. К нам дважды приезжали коллеги из Италии для проведения эксперимента по изучению радиопротекторных свойств антиоксиданта — супероксиддисмутазы. Результаты их исследований опубликованы.
— Вы участвуете в учебных практиках УНЦ, привлекаете молодежь из стран-участниц?
— Да, к нам много студентов приходит. В новом здании у нас есть возможность в конференц-зале проводить лекции, семинары. Студентов мы знакомим с нашими исследованиями, демонстрируем установки и оборудование. Мы проводили две летние практики для студентов по программе УНЦ, у нас работали студент из Чехии и три студента из ЮАР. Наши исследования их очень заинтересовали. В основном приезжающие студенты — физики, химики или программисты, и пройти практику по биологическим направлениям им очень интересно. Это целый новый мир.
Ольга Тарантина, Еженедельник ОИЯИ
фото Елены Пузыниной