На практику в ОИЯИ из ЮАР, Белоруссии, Сербии и Кубы
Новости, 11 октября 2016
Завершился третий, заключительный этап Международной студенческой практики для студентов из ЮАР, Сербии, Беларуси и Кубы в Объединенном институте ядерных исследований. Основной костяк приехавших осенью 2016 года в ОИЯИ молодых людей традиционно составляли южно-африканские студенты – их было более 30 человек.
Кроуана Вузумзи, участник практики (Южно-Африканская республика): «Я стажировался в Лаборатории ядерных реакций ОИЯИ. Руководителем у нас был Александр Свирихин. Какие у меня впечатления от практики? Я понял, что учиться только в родной стране мало, надо учиться также и в других странах, поэтому, если это будет возможно, хотел бы продолжать свою работу здесь, до уровня докторской диссертации (PHD)».
Александр Свирихин, научный сотрудник Лаборатории ядерных реакций ОИЯИ: «Мой проект студенческий называется «Нейтронный детектор для регистрации нейтронного спонтанного деления короткоживущих и долгоживущих изотопов, получаемых в реакциях на пучках тяжелых ионов» (Neutron emission from spontaneous fission of heavy elements at the FLNR). Эта работа связана с основной темой нашей Лаборатории – с синтезом сверхтяжелых элементов. Так как сейчас эта установка для экспериментов не используется, для ребят — это хорошая практика, чтобы получить навыки в работе с детекторами различного типа (полупроводниковыми, нейтронными), научиться обрабатывать информацию, полученную в экспериментах, и как финал – научиться представлять полученные данные — презентация в Учебно-научном центре».
Сотрудники Лабораторий ОИЯИ для третьего этапа практики подготовили 39 исследовательских проектов, 14 из них — в Лаборатории ядерных реакций. В этой Лаборатории в это же время проходил практику представитель Южно-африканской республики Сэм Нгонго, но уже по своей программе. Он был на Международной студенческой практике в 2013 году и теперь приехал в ОИЯИ на 6 месяцев, будучи ученым-физиком, научным сотрудником Центра электронной микроскопии высокого разрешения. Это тот случай, когда практика прослужила импульсом для дальнейшего сотрудничества с научным центром в Дубне.
Сэм Нгонго, научный сотрудник Центра электронной микроскопии высокого разрешения (г.Порт-Элизабет, ЮАР): «Когда я был здесь три года назад, мы работали с электронным микроскопом. Во время практики сейчас я узнаю очень многое по поводу облучения и глубокого анализа. Я исследую процесс облучения на ускорителе, который имитирует облучение материалов в реакторах. Облучение в реакторах намного сложнее произвести, чем на ускорителях ОИЯИ. Эта тема мне интересна».
На презентации свои работы демонстрировали интернациональные группы студентов. Самая большая и по составу, и по географии стран, откуда они приехали, была из 9 человек: 5 — из ЮАР, 3 — из Сербии и один кубинец. Всех их объединила тема нейтронного активационного анализа, который с успехом используется для биомониторинга атмосферных выпадений тяжелых металлов и других элементов с помощью мхов. Студенты как раз и исследовали мхи-биомониторы и даже паутину.
Ваел Бадави Гед, старший научный сотрудник Лаборатории нейтронной физики ОИЯИ: «Они посмотрели нашу установку РЕГАТА, где мы облучаем образцы, занимались обработкой данных. Это самая большая группа в нашем проекте в этом году. Они исследовали мхи, почву, впервые использовали паутину как биомонитор».
Талент Биела, участница практики (Южно-африканская республика): «Я занималась у Марины Фронтасьевой в Лаборатории нейтронной физики. Хотя я математик по образованию, и для меня была непростая задача – работать над этим проектом, но мне очень понравилось исследовать образцы. Это было здорово! Мы исследовали мох, чтобы выявить загрязнение окружающей среды».
Никола Зольчек, участник практики (Сербия): «Я приехал из Белграда, из Института ядерных исследований. Впечатление у меня сложилось такое — очень интересно встретить людей из других стран. С научной точки зрения тоже очень интересно — исследования здесь отличаются от науки в Сербии. Например, у нас нет ядерного реактора, а мы увидели такой реактор в Дубне. На будущее я надеюсь продолжать свои исследования. Очень понравилось работать в интернациональном коллективе».
Интернациональный коллектив — это и есть отличительная особенность Международной практики. В Лаборатории радиационной биологии южноафриканские и белорусские студенты изучали репарацию ДНК, математическое моделирование этого процесса. (Mathematical modeling of DNA repair).
Анастасия Таргонская, участница практики (Белоруссия): «Я приехала из Белоруссии – это Международный государственный экологический институт имени А.Д. Сахарова при Белорусском государственном университете. Здесь мы занимаемся подбором параметров для описания биологического процесса. У нас есть процесс репарации ДНК, мы должны написать математическую формулу, по которой могли бы в дальнейшем измерять какие-либо параметры, предложить, как дальше будет вести себя система, каким образом у нас будет происходить репарация ДНК — то есть нам в будущем не надо использовать какие-то биологические объекты, а мы можем уже предположительно узнать, как поведет себя система». Нам предложили в Институте поездку в Дубну. Я подумала, что это прекрасная возможность для дальнейших занятий наукой, собственного развития. Также эта тема для меня интересна, так как я раньше не занималась математическим моделированием, а больше занималась генетикой и цитологией. И я подумала – прекрасная возможность что-то новое узнать».
А для студента из ЮАР Сизве Мхонго главное – прикладная физика, медицинская физика.
Сизве Мхонго, участник практики (Южно-Африканская республика): «В своей стране я работаю над своим PHD (диссертацией). Моя работа здесь сфокусирована на исследовании такого вопроса, как репарация ДНК, в частности, репарация двунитиевых разрывов ДНК, которые индуцированы в живых клетках под воздействием различных видов ионизирующих излучений».
Олег Белов, начальник сектора Лаборатории радиационной биологии ОИЯИ: «В этом году у меня один проект, посвященный вопросам исследования такого феномена, как репарация ДНК в живых клетках – исследования с помощью различных математических моделей. На данной практике участвуют 4 студента – два из Белоруссии, два из ЮАР. Это достаточно квалифицированные ребята. Они в своих университетах уже имели некоторый небольшой опыт работы в научных организациях. Они знакомы в целом с различными биологическими вещами, поэтому в принципе могу сказать, что у них хорошие перспективы к тому, чтобы они успешно завершили работу в рамках этой практики».
Алексей Жемчугов, заместитель директора Учебно-научного центра ОИЯИ: «Практика прошла гладко. Можно сказать, что УНЦ уже достиг стабильности в проведении этих практик, традиционно получаются хорошие результаты у ребят – все довольны. Уже несколько человек задавали вопрос: как бы приехать в ОИЯИ, чтобы подготовить магистерский диплом или диссертацию. Если они приедут, ОИЯИ будет приятно их принять».
Как показывает практика, одним из механизмов привлечения талантливой молодежи в Институт, а также источником информации о возможностях учебы и научной работы в ОИЯИ как раз и являются такие визиты сроком на три недели в Дубну. Практика объединяет студентов с разной подготовкой. В каждой стране разная система образования. Южно-африканские студенты по возрасту старше выпускников белорусских вузов, но они зачастую еще бакалавры. Для них актуальна подготовка магистерских работ. А белорусы уже задают вопросы не про магистратуру, а про аспирантуру, о подготовке кандидатской диссертации. Тем не менее, совместная практика полезна всем. Южно-африканские студенты прошли отбор с своей стране.
Алексей Жемчугов, заместитель директора Учебно-научного центра ОИЯИ: «Они сюда приехали из нескольких университетов – из Йоханнесбурга, Кейптауна, Претории. Там формируется группа. Они приезжают и распределяются по Лабораториям. Наиболее интересны для них — Лаборатория ядерных реакций, Лаборатория нейтронной физики. Два человека работали в группе ЛЕПТА в Лаборатории ядерных проблем, на позитронном источнике. Там интересные прикладные работы сейчас начинаются. Один из них хотел бы делать по этой теме магистерский диплом».
«LEPTA» — накопитель с продольным магнитным полем или Тороидальный накопитель заряженных частиц низкой энергии». (Low Energy Particle Toroidal Accumulator). Эта небольшая установка – около 18 метров, в Лаборатории ядерных проблем предназначена для генерации интенсивных потоков позитрония (позитроний − это связанная квантовомеханическая система, состоящая из электрона и позитрона) и экспериментов с ними. В ходе практики студенты узнали, что установка LEPTA состоит из инжектора позитронов, накопителя позитронов с системой электронного охлаждения и системы детектирования потока позитрония.
В 2004 году был осуществлен физический пуск ключевого элемента этой установки — накопителя с циркулирующим электронным пучком в диапазоне энергий 1-10 кэВ. В этом накопителе реализована оригинальная схема инжекции для циркулирующего пучка, схема ввода и вывода однопролетного электронного пучка, не возмущающая циркулирующий пучок. То есть – это схема инжекции «замагниченного» пучка в накопитель с продольным магнитным полем без возмущения пучка, циркулирующего на равновесной орбите. Происходит совмещение «замагниченных» электронного и позитронного пучков. Для фокусировки заряженных частиц в накопителе LEPTA используется продольное магнитное поле, которое присутствует на всей орбите циркулирующего пучка.
Павел Хородек, старший научный сотрудник Лаборатории ядерных проблем: «Мы пользуемся нашими медленными позитронами, чтобы получить информацию о дефектах в структуре материалов, что очень интересно. В России нет другой такой установки, которая позволяла бы исследовать материалы позитронами. Студентам интересно, как мы можем определить дефекты и какие образцы мы можем использовать».
Международная студенческая практика впервые открывалась в Визит-центре ОИЯИ, который специально создан для приема иностранных специалистов. Именно отсюда начинается первое знакомство с Объединенным институтом. Здесь есть максимум информации об ОИЯИ, о Лабораториях, о проектах, об уникальном комплексе базовых установок.
Анна Котова, заместитель начальника отдела международных связей: «У нас хорошо оснащенный мультимедийный зал, где можно показывать презентации. У нас достаточно места, чтобы зарегистрировать людей, выдать бейджики и распределить по Лабораториям».
Студенты из ЮАР принимают участие в практике с 2007 года – уже 246 представителей африканского континента стали участниками практики. С 2009 года на третий этап практики приезжают представители Сербии, с 2010 года – Беларуси, с 2015 года – Кубы.
Неизменно большой интерес у студентов вызывают экскурсии в Лаборатории Объединенного института. Они побывали там, где налаживается массовое производство оптических модулей для эксперимента «Байкал» — одного из основных в рамках нейтринной программы, которая в последние годы активно развивается в Объединенном институте ядерных исследований.
Баур Шайбонов, старший научный сотрудник Лаборатории ядерных проблем: «Главная часть телескопа – это оптический модуль. Он состоит из глубоководной стеклосферы специальной с низким содержанием радиоактивности. Он служит для того, чтобы выдерживать давление в 1 км воды. Состоит из фотоумножителя 10-дюймового с высокой квантовой чувствительностью — для того, чтобы регистрировать черенковский свет от проходящих заряженных частиц».
Оптических модулей нужно произвести около двух тысяч.
Уже сейчас кластер «Дубна» на озере Байкал содержит 192 оптических модуля, размещенных на 8 вертикальных гирляндах на глубине до 1300 метров. Он является одним из наиболее мощных детекторов нейтрино высоких энергий в Северном полушарии. Такое разнообразие направлений исследований, которые проводятся в Объединенном институте ядерных исследований, дает студентам огромные возможности в выборе тем для их проектов, для их дальнейшей учебы и научной работы. Потому интерес к практике в Учебно-научном центре ОИЯИ растет год от года.
Источник: http://science-tv.jinr.ru/