DRIBsIII: от этапа к этапу. «Ява Строй» начала освоение объекта
Новости, 16 октября 2015
Еженедельник «Дубна» продолжает ежемесячно следить за ходом реализации одного из проектов Семилетнего плана ОИЯИ DRIBs-III.
Лето с его отпусками позади. А это значит, что для инженерно-технологических служб ЛЯР снова горячая пора. С главным инженером лаборатории Георгием Гульбекяном мы встретились в понедельник 12 октября.
— Что нового на ускорителях?
— На циклотронах У-400 и У-400М с конца августа до начала сентября шли работы на «Роскосмос», затем на У-400 — подготовка к эксперименту с калифорнием-251. Множество кропотливой бумажной работы, всяческих оформлений, в результате все разрешения были получены благодаря А.Г.Попеко и службе радиационной безопасности ОИЯИ. В конце концов мишень в ЛЯР была заряжена в мишенный узел, переправлена в экспериментальный зал У-400, смонтирована на газонаполненном сепараторе, и в результате в эти дни уже при полном токе начат эксперимент. И даже, по слухам, есть кандидат на 118-й. Работать в этом направлении мы с физиками и химиками будем долго, изучая все свойства реакций. Потому что мишень единственная и уникальная и надо отработать на ней все, что намечено.
— То есть пока она полностью не исчерпает свой ресурс.
— Здесь очень серьезная организация безопасности работ, люди входят в экспериментальный зал по всем строгим положенным правилам… Скоро подъедут наши коллеги из Ок Риджа, которые участвуют в этом эксперименте. Они внесли и организационный и финансовый вклад в этот эксперимент.
На У-400М в течение августа был проведен эксперимент на ACCULINNA1, мы ускоряли 11-зарядную серу-32, и в сотрудничестве с польской группой получены неплохие результаты. Правда, физикам не хватило времени, но, к сожалению, график у нас жесткий. К этим работам мы еще вернемся. Сейчас на этом циклотроне большой сеанс опять же на «Роскосмос», уже идут рабочие облучения на новом стенде высокоэнергичных тяжелых ионов. Было много дискуссий, заказчики нервничали, но мы уговорили начать рабочие облучения, в которых выяснятся как позитивные решения конструкции при длительной обкатке, так и отрицательные. Придется по ходу устранять недостатки, но коллективу не привыкать.
Сейчас заканчиваем серию на ксеноне с высокой энергией и достаточной интенсивностью для тестирования электроники, затем будем работать на неоне, аргоне, криптоне, а последним будет висмут. Это наиболее критичная точка серии — висмут-то мы предварительно получили, но хотелось бы на порядок увеличить интенсивность. Мы верим, что у нас есть запас, а заказчик пока не верит… Постараемся доказать нашу правоту на практике.
После небольшого технологического перерыва примерно в середине ноября вернемся к экспериментам на ACCULINNA-1. И надо заканчивать монтаж всех коммуникаций ACCULINNA-2. Есть планы работы и на COMBAS. То есть весь график работы на У-400М полностью заполнен до середины марта следующего года.
— А теперь — о работах по экспериментальному корпусу.
— Вся строительная площадка по акту передана новому исполнителю — компании «Ява Строй», они уже начали освоение объекта, но, к сожалению, бетонные работы уходят в зиму… Мы все-таки надеемся, что в конце 2016 года все будет сделано. Есть проблемы, связанные с тем, что при проектировании нового корпуса мы в свое время закладывали стоимость оборудования, заказанного за рубежом, по прежним ценам, а сейчас, в связи с падением курса рубля, придется оптимизировать проект с использованием российского оборудования. Может быть.
По ДЦ-280 идет активная комплектация. Вот-вот прибудут 4-метровые корректирующие катушки из Словакии. Уже готовы в Румынии обмотки основного магнита циклотрона диаметром 5 метров весом по 12 тонн, дана отмашка на транспортировку. До конца года создаются также основные узлы ускоряющей структуры. Из Тамбова прибудут резонансные баки со штоками, из Словакии дуанты и плакировки, узлы из Савелово и Питера. Заказы по проекту DRIBsIII размещены как по новым контрактам на предприятиях стран-участниц, так и у наших традиционных партнеров: наряду с Тамбовом, НИИЭФА появился еще Брянск.
— Где размещаете прибываемое оборудование?
— Вопрос, к сожалению, до конца не решенный. Оборудование накапливается, необходимы площади, а складов у нас маловато. 5-й корпус ЛЯП будем использовать, спасибо, что коллеги дают нам такую возможность… Надеемся, что по согласованию со строителями сможем стартовать с монтажом тяжелого оборудования в некоторых помещениях корпуса возможно уже с сентября 2016 года. Я не случайно сказал о согласовании с подрядчиками, потому что вмешиваться в их работу и создавать для них трудности — значит затягивать срок сдачи объекта.
— Скоро на программно-консультативных комитетах состоится очередной этап рассмотрения предложений лабораторий о подготовке к следующей семилетке. Что предлагает ЛЯР по вашей части?
— Уже понятно, что монтаж и запуск циклотрона ДЦ-280 завершатся к концу 2017 года, когда планируется получить первый пучок. Следующая задача — освоение этого ускорителя, проведение первых экспериментов на новых установках. Это газонаполненные сепараторы нового типа для физиков и для химиков, которые должны быть заказаны уже в этом году.
— В чем их новизна?
— Это новая конструкция с учетом повышения эффективности работы установок на эксперимент. На самом деле прежний сепаратор, на котором основная часть новых элементов была синтезирована, собран либо из оборудования, которое не использовалось, либо из уже отработавших свое систем. Но тем не менее он и сейчас работает, и постепенно оброс рядом новых узлов. Но параметры нового ускорителя требуют новых установок, и мы учли опыт эксплуатации нашего сепаратора, аналогичных установок, которые работают в Беркли, Дармштадте и Японии, чтобы оптимизировать новые сепараторы. Они будут базовыми для экспериментального корпуса, хотя потом будут создаваться и другие сепараторы, другие установки. И как только начнутся эксперименты на новом ускорителе, тогда уже можно говорить об ускорителе У-400Р, модернизации его экспериментального зала. Проект сделан и в этом году будет сдан на экспертизу. 17-19-й годы — это реконструкция У-400 и экспериментального зала. Проект У-400Р был задуман уже около десяти лет назад, и даже часть оборудования для него уже в лаборатории. Это, слава богу, не тонкая электроника или вакуумная техника, а железо, сделанное для долгой жизни.
У-400М сейчас частично используется на низких энергиях (установки MASHA и GALS), частично на высоких, и такие переходы со вскрытием вакуумной камеры затрудняют нормальную его эксплуатацию. А после реконструкции планируем использовать его только на высоких. Повысить энергию ускоренных ионов, увеличить их спектр. Конструкция этой машины конца 80-х — начала 90-х удачная, но многие узлы ее за 20 с лишним лет уже устарели. Надо менять вакуумную систему, ряд механических узлов. Модернизация технологическая и качественная, которую мы планируем в последней трети семилетки, подразумевает повышение энергии ускоренных ионов.
— То есть даже самая хорошая идея, которая приводит к технической модернизации, должна опираться на детально разработанный план-график, финансирование, кадры, потом монтаж, запуск, отладку… Вот из этих необходимых этапов и состоит то, что мы называем DRIBsIII. До следующей встречи в ноябре!
— Давайте посвятим ее развитию инжекционного комплекса ЛЯР, развитию ионных источников.
Евгений МОЛЧАНОВ, Еженедельник «Дубна: наука, содружество, прогресс»