DRIBsIII: от этапа к этапу. Это был спокойный рабочий год
Новости, 25 декабря 2015
Еженедельник «Дубна» продолжает ежемесячно следить за ходом реализации одного из проектов Семилетнего плана ОИЯИ DRIBs-III.
«По инициативе еженедельника «Дубна» ход работ по проекту DRIBsIII, этап за этапом, будет ежемесячно освещаться на наших страницах…» — так начинался первый материал в хронике этой эпопеи, опубликованный 4 апреля 2014 года. Пока мы свои обещания выполняем. Сейчас на календаре последние листки 2015-го. Грядущий рубеж располагает к осмыслению итогов и взглядам в будущее…
Главный инженер Лаборатории ядерных реакций Георгий Гульбекян: Инженерные службы лаборатории уже почти отстояли вахту по обеспечению физиков (химиков и биологов) пучками тяжелых ионов, что по всем машинам составит около 15 тысяч часов пучка на мишени. Ускорители работали в выходные, праздники с общей большой остановкой на отпуска в июле. Прервавшись в ноябре 2014 года, в октябре этого года возобновилось с хорошим темпом строительство корпуса для «фабрики сверхтяжелых элементов». Комплектация ускорителя ДЦ280 для этого корпуса в основном завершается, и в сентябре 2016 года надеемся начать монтаж в здании. Планов громадье и на следующую семилетку, для чего желаю коллегам в новом году здоровья, активно заниматься спортом, бросить курить и вообще перейти к здоровому, но без фанатизма, сохраняя юмор, образу жизни. Снежного и морозного Нового года!
Установка АКУЛИНА-2. |
Заместитель директора ЛЯР Андрей Попеко: Самое сложное было начать эксперимент по синтезу сверхтяжелого изотопа элемента 118 — возможно, такого тяжелого, что тяжелее уже в принципе не может существовать. Нам помогали многие сотрудники Института — и руководители и рядовые. Что особенно удивительно, несмотря на санкции, этот эксперимент был очень весомо поддержан американской стороной на самом высоком уровне. Сейчас эксперимент на полном ходу, но желаемого события пока нет…
Удалось запустить две новые очень крупные и важные установки — это сепараторы АКУЛИНА-2 и ШЕЛС. На первой установке смогли провести пучок через все элементы, и это очень большой успех. Об этом подробнее рассказал Андрей Фомичев. На селекторе скоростей ШЕЛС в ноябре прошел первый полномасштабный эксперимент. Собрались почти все участники проекта — и наши, и из Франции, ЮАР, Словакии и Болгарии. Работы еще много, но главное сделано.
Не удалось получить от Международного союза чистой и прикладной химии окончательное решение по приоритету открытия самых сверхтяжелых элементов. Хотелось бы к Новому году сделать такой подарок для всех, но его ценность со временем не уменьшится. Подождем, может, подоспеет к 60-летию ОИЯИ или ЛЯР (2017).
Всем, кто своими руками реализовывал эти проекты, и тем, кто помогал, и не очень, — пожелания встретить Новый год так, чтобы потом обидно не было, а в Новом году — здоровья, благополучия и радости всем чадам и домочадцам.
Евгений МОЛЧАНОВ, Еженедельник «Дубна: наука, содружество, прогресс»