DRIBs-III: от этапа к этапу О летних планах под холодным дождем
Новости, 09 июня 2016
Еженедельник «Дубна» продолжает ежемесячно следить за ходом реализации одного из проектов Семилетнего плана ОИЯИ DRIBs-III.
Первый понедельник июня. Обложные холодные дожди. Природа хмурится, а дела людские идут… Очередная встреча с главным инженером ЛЯР Георгием ГУЛЬБЕКЯНОМ, посвященная ходу проекта DRIBsIII. Последний раз мы встречались после юбилея Института, 5 мая. Что нового произошло за это время в лаборатории?
— Произошло несколько событий, довольно обыденных, но, тем не менее… Калифорниевая мишень, которая использовалась в экспериментах по синтезу нового изотопа 118-го элемента, чем-то напылилась и увеличилась в размерах. Причина, скорее всего, в том, что клей, который наши американские коллеги использовали при изготовлении мишени, превратился, по всей видимости, в графит и осел на поверхности мишени. В результате эффективность эксперимента сильно упала, мишень пришлось демонтировать и разбирать на составляющие сегменты, чтобы затем отправить на переработку в Ок-Ридж. Сейчас идет подготовка к транспортировке, а с американскими специалистами обсуждаются изменения в технологии изготовления новой мишени. Так что эксперимент остановлен, но будет продолжен с реанимированной мишенью.
В результате довольно сильно изменилось наше расписание, ускорительное время получили работы на установках ВАСИЛИСА, потом «космонавты» (так называют в лаборатории работы по облучению микроэлектроники по заявкам Роскосмоса — Е.М.), был проведен эксперимент на установке МСП-144 с пучками кальция-48 в секторе Ю.Э.Пенионжкевича. Сейчас на У-400 идет эксперимент с пучком титана-50. Это редкий изотоп, сложный в получении пучка ионов, нам здесь очень помогают французские коллеги. Эксперименты вышли на крейсерский режим по интенсивности пучка и будут проводиться до конца июня. Цель — спектрометрия новых элементов на установке ВАСИЛИСА.
На У-400М до мая работала на пучках кальция-48 установка МАША, затем установка КОРСАР сектора Э.М.Козулина на ксеноне, а сразу после этих экспериментов почти на целый месяц начались облучения по заявкам Роскосмоса.
В июле мы все уходим в отпуска, ускорители останавливаются до 10-15 августа, а потом снова на старт… Сначала профилактика ускорительного оборудования, затем запуск, и в первых числах сентября машины в полной мере войдут в режим эксплуатации. Есть также важные работы на июль-август по монтажу дополнительного оборудования в залах циклотронов. Необходимо привезти огромное количество бетонных блоков из Дмитрова в зал У-400М для защиты установки АКУЛИНА-2. В зале У-400 нужно смонтировать установку МАВР — модернизацию МСП-144. Это кроме профилактики ускорителей и инженерных систем.
Отдельное направление — создание нового экспериментального корпуса и оборудование зала ускорителя ДЦ-280. Строительные работы продвигались достаточно эффективно, но в последнее время возникла задержка в связи с тем, что субподрядные фирмы, которые занимаются инженерными работами, основным подрядчиком окончательно не определены. В результате мы начинаем отставать с монтажом инженерных систем. Это вызывает некоторую тревогу с точки зрения сроков, и мы должны срочно обсуждать с подрядчиком способы выхода из этой ситуации.
По комплектованию оборудования для ДЦ-280 дела идут в общем нормально за исключением того, что соответствующие наши графики необходимо тесно увязывать с темпами стройки. Транспортировка того же магнита весом 1100 тонн со склада в Савелово должна быть очень четко спланирована. Если это произойдет в сентябре — одна технология, а если уйдет на декабрь-январь — совершенно другая. Так что нас опять очень тревожит снижение темпов строительства. Выполнены контракты по изготовлению оборудования ДЦ-280 и приходят поставки из Румынии, Словакии, России, из других стран. Все это складируется и к сожалению уже довольно долго находится на складах. Составлен подробный план-график монтажа, основанный на опыте ДЦ-60, ДЦ-110, коллектив подготовлен к этим работам. Однако несмотря на все компенсационные меры, предпринимаемые строителями, боюсь, что намеченные сроки окончания работ придется сдвигать на начало следующего года. Для нас принципиально важно начало монтажа магнита нового циклотрона. Вероятно, этот этап с 1 сентября, как намечено в исходном графике, сдвинется на несколько месяцев. И, в конце концов, отодвинет запуск ускорителя, то есть конечный результат. Там еще предстоит плотнейшая работа по монтажу…
Две позиции в 2016 году в активной фазе разработки: это особенно трудоемкие система контроля и управления и комплектация вакуумной системы. Раньше ими заниматься было нельзя, потому что это связано с чувствительными быстроменяющимися технологиями, и их необходимо реализовывать по частям ближе к завершению всех намеченных работ, что мы сейчас, собственно, и делаем.
Активно эксплуатируются и наши малые машины: ИЦ-100 и МТ-25. Они постоянно востребованы в тех или иных прикладных и исследовательских технологиях. То есть темп работы ускорителей ЛЯР не меняется и не изменится. Теперь об исследовательских установках для нового экспериментального корпуса. Сейчас заключены контракты на создание газонаполненного сепаратора — с новыми свойствами и повышенной эффективностью. В сентябре будет предложено решение по сепаратору на основе сверхпроводящих магнитов для химического сепаратора. Оба эти сепаратора будет изготавливаться французской фирмой «СигмаФи», которая показала прекрасные результаты в работе над установкой АКУЛИНА-2.
Что касается остальных залов — там будут размещены установки ШЕЛС, МАША, и это будет такое живое состояние, постоянно меняющееся: кто-то приехал, кто-то уехал, состояние аппаратуры тоже будет комбинироваться, меняться по ходу экспериментов.
АКУЛИНА-2 — тоже важнейший наш объект, работы идут, в стендовом зале построен павильон для финальной части установки, готовится контракт на техническое оснащение этого корпуса: электропитание, освещение, кондиционирование, вентиляция… Сооружение этой установки движется по графику, она будет полностью оснащена и готова к экспериментам в 2017 году. Довольно мощная работа была проведена по вакуумной системе установки ГАЛС, по механическим частям, электромагнитным подсистемам этого сепаратора, создаваемого по инициативе Валерия Ивановича Загребаева. С его уходом пришлось несколько перестроить организацию работы, и теперь реализация проекта идет достаточно успешно.
Ну, а о том, как удастся выполнить всё намеченное на ближайшие летние месяцы, мы решили поговорить в начале сентября, после летних каникул.
Евгений МОЛЧАНОВ, Еженедельник «Дубна: наука, содружество, прогресс»