«Байкал. Охотники за нейтрино»
Культура, 19 октября 2020
Хотите увидеть удивительные пейзажи зимнего Байкала? А потрогать стеклянную сферу — оптический модуль, который погружают в глубину озера? Приходите в выставочный зал Дома культуры «Мир» ОИЯИ, где открылась фотовыставка «Байкал. Охотники за нейтрино». Фотографии сделаны постоянным участником международной коллаборации «Байкал» Б. А. Шайбоновым. Выставка работает до 30 октября.
— Сегодня мы открываем сезон юбилейных мероприятий, посвященных 65-летию ОИЯИ, — приветствовала пришедших на вернисаж 10 октября директор Дома культуры «Мир» Т. В. Романенкова. — Открываем его фотовыставкой, рассказывающей о создании уникальной установки — глубоководного нейтринного телескопа на озере Байкал. Ее автор — постоянный участник Байкальской экспедиции, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник ЛЯП Баир Шайбонов.
— Это прекрасно, что празднование 65-летия Объединенного института начинается с выставки фотографий, посвященной уникальному эксперименту «Байкал-GVD», — поздравил с этим событием всех собравшихся директор ОИЯИ В. А. Матвеев. — Надо быть очень увлеченными людьми, чтобы поверить в возможность поймать эти неуловимые нейтрино. Сегодня Байкальский телескоп — самый мощный нейтринный телескоп в Северном полушарии, и очень приятно, что все это началось в Дубне. В 1960 году академик М. А. Марков высказал идею, что возможно поймать нейтрино, если создать крупномасштабную установку на глубине моря или озера. Этот эксперимент вмещает в себя не только глубоководный детектор, но и сам Байкал и весь земной шар, через который проходят космические нейтрино с колоссальными энергиями. Поздравляю Баира и его коллег, этим проектом мы все можем гордиться.
— Этот уникальный эксперимент — большое достижение нашей лаборатории, — сказал директор ЛЯП В. А. Бедняков. — Много лет назад в отделе, который сейчас возглавляет В. Б. Бруданин, Цветан Вылов и Деже Киш собрали молодых ребят, которые и начали Байкальский проект. Ничего бы не произошло без Г. В. Домогацкого (ИЯИ) и других сотрудников, которые в течение 20 лет готовили наш успех. Наш Институт в силу своего международного статуса смог выжить в тяжелые годы, когда выстояли не все институты, а затем выполнить масштабные работы и реализовать этот проект.
— В этом проекте я участвовал с самого начала, — добавил соруководитель проекта И. А. Белолаптиков (ЛЯП), — возможно, он развивается медленно, были технические и материальные проблемы. После того как ОИЯИ активно включился в создание этого телескопа, при поддержке дирекции и лично Виктора Анатольевича, мы вышли на такой уровень, что стали конкурентоспособны не только в Северном полушарии, но и в мире. Хочу поблагодарить за помощь коллег из лаборатории.
— Я начал участвовать в Байкальском эксперименте с 2002 года, когда еще учился на 5-м курсе МИФИ, — получил слово Б. А. Шайбонов. — В экспедицию езжу каждый сезон, за исключением 2003 года, когда защищал диплом. Люблю фотографию с юношеских лет, начинал снимать на пленку, потом появились цифровые камеры. В экспедиции невозможно не снимать эту красоту, за прошедшие годы я сделал уже несколько тысяч снимков. Для выставки отобрал примерно 500, из которых мы вместе с коллегами из группы научных коммуникаций ЛЯП с трудом, споря друг с другом, отобрали около 100.
Старались, чтобы были представлены все технологические сюжеты, возникающие в экспедиции, но сюда попали все-таки не все. Фотографии я делал в любую погоду, в основном днем, есть и ночные. Вы видите элементы установки, оборудование и участников Байкальской коллаборации, которые в сложных условиях заняты своим любимым делом, и немного — окружающий животный мир. Спасибо всем, кто организовал эту выставку, — коллегам из группы научных коммуникаций. Надеюсь, она внесет заметный вклад в дело популяризации научных исследований ОИЯИ, а я буду снимать еще, эта выставка стимулирует меня к новым работам.
Показывая мне фотографии, Баир рассказал некоторые подробности: «Мы буквально вчера вечером ходили по выставке и придумывали подписи к фотографиям, потом их отредактировала Наталья Мазарская (группа научных коммуникаций ЛЯП), и сегодня за два часа до открытия мы их прикрепили к фотографиям. Вообще идея этой выставки возникла не у меня, а в этом отделе — они увидели мои фотографии на сайте, вдохновились и предложили организовать все это мероприятие.
— Как вам нравится качество фотопечати на полотне?
— Вполне нормальное, но фотографии получились бледнее, чем они есть в оригинале. А ночные фотографии потеряли глубокий черный цвет. А еще мы не учли, что основа обтягивается готовыми фотографиями, и получается, что изображение обрезается. Я думаю, в следующий раз мы все это учтем. Мы торопились с выставкой, потому что идея возникла всего две недели назад, а в ноябре зал уже будет занят, надо было отобрать фотографии, и их печатали неделю.
— А фотоаппарат во время экспедиции все время с вами?
— Нет, конечно, я же работаю, и батарейка на морозе будет разряжаться. К тому же мы работаем группами по 3-4 человека, и я не могу просто взять и отойти в сторону, заняться съемкой, группа будет простаивать. Тем более я уже опытный участник экспедиции по сравнению с более молодыми ребятами, их надо контролировать, что-то подсказывать — отвлекаться сложно. Поначалу я очень много снимал, потом уже как-то выдохся — все возможные сюжеты запечатлены, все уже было. А, готовясь к этой выставке, я понял, что некоторые сюжеты надо переснять: вот, например, водолаза надо снять нормально.
Проблема в том, что проект масштабный, параллельно в разных местах идут разные работы, и одному все охватить, тем более, когда ты не свободный художник, а участник этого процесса, очень трудно. Лагерь на льду разросся до квадратного километра, и просто из одного конца в другой не сбегаешь, мы уже на машине ездим. По-хорошему, нужен специальный фотограф только для съемки, и то ему придется разорваться, потому что параллельно выполняются несколько работ. У нас работают три монтажных бригады, еще одна занимается прокладкой донного кабеля, на берегу ведутся свои работы, — масштаб проекта очень возрос. И потом у меня глаз уже наметан. Вот я ехал на машине, увидел этот ряд лебедок в сторонке, снег сыпется. Я уже вижу, что получится классная фотография. Не так-то просто создать глубину в фотографии. А еще особый эффект всегда добавляют туман или снег, появляется некий объем. Я это сразу в голове прокрутил, вышел из машины и сфотографировал. Или вот эта фотография на закате. После захода солнца температура на Байкале резко падает, и опускается туман. Создается такая фантастическая атмосфера, и силуэты работающих людей выглядят в ней необычно.
Мы же физики, мы стремимся достичь высоких, мирового уровня результатов, это наше главное стремление, а фотография — это дополнение, полезное для популяризации науки.
Ольга Тарантина, Еженедельник ОИЯИ
фото Игоря Лапенко