О науке – популярно, зрелищно, увлекательно
Образование, 26 августа 2019
Последние августовские дни, как правило, занимает подготовка к новому учебному году — будь то школа или колледж, вуз или аспирантура. По этому поводу, а также пользуясь каникулярной передышкой в просветительской деятельности, редакция обратилась к сотруднику ЛФВЭ Дмитрию Дряблову с просьбой сделать обзор, подвести итоги и поделиться планами научно-популяризаторской деятельности Института.
Дмитрий, прежде всего расскажите о том, как ведется просветительская и популяризаторская работа в ОИЯИ. Есть ли координирующая структура, актив и как связаны подразделения в этом направлении?
В данное время ОИЯИ ведет обширную просветительскую и популяризаторскую деятельность и активно ищет дополнительные способы ее осуществления. Порой новые методы такой деятельности по эффективности на порядок превосходят предыдущие. К примеру, размещение информации в текстовом, фото- или видеоформате на интернет-странице ОИЯИ или, в особенности, в пабликах Института и отдельных подразделений (а порой – и отдельных сотрудников) в социальных сетях резко повысило не только оперативность, что в наше время очень важно, но и значительно увеличило охват аудитории. Как известно, такие информационные площадки широко используют и официальные органы (пресс-службы научных центров и университетов, посольств, министерств), и просто заинтересовавшиеся люди по всему земному шару.
Хотелось бы уточнить, для кого и с какой целью все это проводится. Всем известно определение слова «популяризация» – это распространение научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей. Что нам дает данное определение? К примеру, за время работы у ученого формируется свой тезаурус, который понятен только работающим в данной области. И для более продуктивной работы ученых по всему миру (а в случае с ОИЯИ каждую лабораторию можно рассматривать как отдельную «страну») нужно не только распространить информацию по более оперативным каналам среди ученых данного направления, но и среди ученых смежных направлений, а сама информация должна быть уже в несколько измененном виде, понятном для людей с определенным уровнем знаний. Информация о научной и социальной деятельности нашего Института также необходима для всех других сотрудников ОИЯИ (как минимум для мотивации и осознания важности общего дела), для студентов и школьников всего мира (в первую очередь, для помощи в выборе профессии), для преподавателей общеобразовательных школ и вузов (с целью более мощной трансляции ученикам информации о передовом крае науки), для всех остальных граждан мира (здесь много задач: поиск точек соприкосновения со смежными отраслями, повышение престижа профессии ученого, отчет перед населением за бюджетные средства, создание у социума ощущения причастности к амбициозным исследованиям природы и пр.). И для каждой группы людей нужно искать оптимальные способы подачи и вид информации. Это сложный и творческий процесс, сам по себе представляющий научное исследование. Отдельно можно отметить обширную просветительскую деятельность ОИЯИ, которая способствует именно зарождению и развитию интереса к науке среди массовой аудитории. Как показала практика, это важно для молодого поколения даже в плане развития критического мышления, то есть для более обдуманного поведения в пресыщенном информацией мире. Естественно, сопутствующая «прикладная» причина такой деятельности – повышать узнаваемость ОИЯИ и тем самым способствовать притоку талантливой молодежи.
Ранее сотрудники ОИЯИ, самостоятельно или группой, старались организовывать популяризаторские мероприятия по тому или иному направлению. Эффективному развитию мешала, в первую очередь, нехватка свободного от работы времени. Сейчас я могу навскидку выделить несколько координирующих структур ОИЯИ, занимающихся организацией популяризаторской и просветительской деятельности, и заранее прошу извинить, если кого-то забыл упомянуть. В первую очередь, это Учебно-научный центр. Кстати, благодаря активной деятельности УНЦ Институт в этом году впервые принял участие во Всемирной конференции научных журналистов WCSJ2019, проходившей в Лозанне. Затем Музей истории науки и техники ОИЯИ, Универсальная библиотека, Научно-информационный отдел. И, естественно, ваша газета, имеющая интернет-версию и паблик в соцсети. Я пока не вижу одной общей координирующей структуры и не уверен, что она нужна. Все эти подразделения активно ищут и временно привлекают для реализации своих проектов сотрудников ОИЯИ. Могу в дальнейшем более подробно рассказать о самых интересных существующих мероприятиях и идеях.
Хорошо. Но сперва нас интересуют опыты с жидким азотом, которые вы начали делать с 2014 года, и сейчас, на пятилетнем рубеже, уже можно подводить итоги. Напомните, с чего все начиналось – на уровне идеи, ее реализации, сподвижников.
Сейчас я попытаюсь вспомнить. До опытов в разное время были более-менее продуктивные попытки Николая Анфимова, Оксаны Коваль (ЛЯП) и мои организовать научно-популярные лекции в школах Дубны от сотрудников ОИЯИ. Помню, что было нежелание школ выделять дополнительное время на подобные лекции. По-моему, дальше всех продвинулась Оксана с лекциями, в основном в 9-й школе. В январе 2014 года стала с определенными трудностями реализовываться идея постоянно действующего научно-популярного лектория для всех желающих. В мае 2014 года Музей истории и науки ОИЯИ в очередной раз присоединился к международной акции «Ночь музеев», появилась программа демонстраций занимательных опытов для привлечения в музей большего числа посетителей, особенно детей. И в рамках этой программы организатор мероприятия сотрудница музея Анастасия Злотникова предложила мне показать эффектные научно-популярные опыты с жидким азотом.
Надо понимать, что в ОИЯИ много сотрудников, которые имеют дело с жидким азотом в своей профессиональной деятельности. И тем более, были и есть сотрудники, которые проводят аналогичные опыты для школьников. Мне просто первому предложили участвовать в программе, и опыты с жидким азотом от ОИЯИ стали впоследствии ассоциироваться со мной, хотя это и не совсем правильно.
Готовясь к опытам в музее ОИЯИ, я получил поддержку и советы от дирекции и множества сотрудников ускорительного отделения ЛФВЭ, помощь от азотного цеха ОГЭ и, как ни странно, поступили полезные предложения от участников интернет-форума Дубны (вспоминаю «хрустальную» розу и имитацию заморозки Терминатора из одноименного фильма). В первом выступлении вместе со мной участвовали Анастасия Злотникова, Роман Пивин (ЛФВЭ) и Александр Ермаков (ЛЯР). Мы постарались собрать весь накопленный опыт проведения экспериментов с жидким азотом, выбрать из них наиболее безопасные и эффектные (левитация с использованием сверхпроводника, экстремальное туманообразование, эффект Лейденфроста и др.), чтобы дать как можно больше научной информации в увлекательной форме. Это была главная наша задача: под шармом эффектного зрелища преподнести часть научных знаний, порой выходящих за рамки опыта. Помню, однажды пришедших в музей гостей было так много, что в старом здании не выдержал пол. Эффект от демонстраций опытов с жидким азотом превзошел ожидания. Начали появляться сюжеты в теленовостях, фотографии и видео в соцсетях, восторженные отзывы о «Дне музеев». Стало понятно, что надо и дальше развивать научно-популярные опыты как с жидким азотом, так и по другим направлениям науки.
Можно ли выразить в цифрах охват аудитории по демонстрациям опытов? Интересна также география – какие регионы побывали на мероприятиях и таким образом узнали об ОИЯИ?
Точной статистики у меня нет. В первые годы было около 30 выступлений и более 1000 участников каждый год. Естественно, опыты проводил не только я. Помимо выше упомянутых, выступали Артем Галимов, Олег Кунченко (ЛФВЭ), Игорь Пелеванюк (ЛИТ), Оксана Коваль (ЛЯП), снова оговорюсь: возможно, забыл кого-то добавить в список.
Рекламу своих опытов мы не делали, люди узнавали о нас сами, что говорит о потребности в такой деятельности. В самом начале для жителей Дубны мы показывали опыты с азотом в школах, в летних городских лагерях и на общегородских мероприятиях (День города, День молодежи, Дни физики и др.), сопровождая рассказом о деятельности ОИЯИ. Это было особенно интересно для левобережной аудитории города. Иностранные студенты, в основном участники международных практик в УНЦ, видели наши опыты во время экскурсий в ЛФВЭ. Уровень демонстрации опытов корректировался в зависимости от готовности аудитории воспринимать научную информацию. Несколько раз мы пробовали объяснить основные физические явления окружающего мира выпускной группе детских садов.
С недавнего времени география выступлений стала намного шире, и мы не успеваем удовлетворить все заявки. В Санкт-Петербург, например, так и не смогли организовать поездку. Зато сотрудники Института выступают в Москве на разных мероприятиях. Сейчас вспоминаю опыты в пансионе воспитанниц Министерства обороны РФ, на грандиозном фестивале NAUKA 0+, на международных туристических выставках «Интурмаркет», на фестивале «От сердца к сердцу», где проходил сбор средств для фонда «Подсолнух», помогающего детям с аутоиммунными заболеваниями. По запросам от школ показывали опыты в Московской и Тверской областях. Особенным успехом (с обратной связью, что важно!) пользовались мои немногочисленные опыты в рамках рекламных выступлений Абитуриент-центра Университета «Дубна» для старшеклассников Московской и соседних областей. Хочется отметить поездку при поддержке УНЦ Дмитрия Климанского (ЛФВЭ) в реабилитационный центр для несовершеннолетних и детский дом в Челябинской области. Кстати, через несколько месяцев после поездки Дмитрию пришло сообщение, что несколько ребят из детского дома решили попытаться поступить на физические факультеты местных вузов.
Большая потребность в научно-популярных опытах переросла в создание разнообразных тематических программ. Оригинальные химические опыты разрабатывают и демонстрируют на разных городских и всероссийских мероприятиях Константин Храмко (ЛНФ) и Татьяна Буланова (ЛРБ). Собственные опыты разрабатываются сотрудниками ОИЯИ и горожанами Дубны в «Клубе будущих ученых при музее ОИЯИ» (Дмитрий Цирков, Вадим Ской, Анастасия Злотникова и др.), в группе «Безумные лекции гениальных ученых» (Наталья Рыбникова, Оксана Коваль и др.).
Опыты – наиболее зрелищная и наиболее впечатляющая часть работы. Но также есть лекции, экскурсии и много мероприятий, которые мы просто не успеваем отслеживать. Расскажите о них, в том числе о том, как возникают идеи проведения – находят вас сами участники или вы предлагаете свои программы? Какое из мероприятий, на ваш взгляд, было наиболее ярким?
Могу рассказать только о некоторых наиболее ярких мероприятиях с наибольшим эффектом. УНЦ устраивает невероятно интересные и необходимые мероприятия для школьников, студентов и учителей. Более 480 русскоговорящих учителей физики стали участниками и приобрели уникальные знания на ежегодных школах для учителей в ОИЯИ и около 380 учителей – на школах для учителей в ЦЕРН. Это означает, что многократно большее число учеников школ России и ближнего зарубежья получат новую мотивацию для изучения естественных наук. Для ознакомления с деятельностью Института с 2004 года проводятся три этапа трехнедельных Международных студенческих практик, а с 2014 года – 6–8-недельные летние студенческие практики, из которых примерно 15 процентов участников «оседает» в ОИЯИ.
На сегодняшний день активную популяризацию науки проводит Группа социальных коммуникаций УНЦ. Под их эгидой организуется участие ОИЯИ в крупных научных фестивалях, таких как Всероссийский фестиваль науки NAUKA 0+ в Москве и Дубне (за одно такое мероприятие об ОИЯИ может узнать около 10 000 человек!), Geek Picnic и образовательных мероприятиях, например в Московском международном салоне образования, дубненском форуме «Профессии будущего», фестивале «Дети – наше будущее» и т. д. Вопрос об участии нашего Института в подобных мероприятиях рассматривается только после просьбы об этом главных организаторов. Порой бывает, что ОИЯИ отказывается от участия. Как правило, участие в научных фестивалях подразумевает сочетание лекций, которые подготовлены именно под соответствующий уровень публики, научно-популярных экспериментов и демонстрации макетов установок Института.
Продолжая развитие лекционной деятельности, Группа социальных коммуникаций организовала просветительский лекторий для школьников в общеобразовательных учреждениях Дубны. Сейчас на сайте лектория предлагается 23 научно-популярных лекции от ученых ОИЯИ. К этому проекту в качестве лектора может присоединиться любой сотрудник Института, а школы могут прислать заявку. За последнее полугодие я сам прочитал три лекции в школах. Что интересно, после лекций школьники должны были оценить мое выступление и ответить на несколько вопросов по качеству лекции. Много интересного я узнал о себе из этих ответов! Еще один интересный почин – онлайн-экскурсии, во время которых научные сотрудники на объектах лабораторий отвечают на вопросы виртуальных экскурсантов в режиме реального времени.
Реальные экскурсии в лаборатории – одно из самых востребованных популяризаторских мероприятий Института. С другой стороны, организация экскурсий у меня вызывает нарекания из-за невероятно большого количества обращений в ОИЯИ и нескольких не контактирующих друг с другом «посредников» между экскурсантами и экскурсоводами. Наиболее посещаемые ЛЯР и ЛФВЭ. В прошлом году в ЛФВЭ было проведено 77 экскурсий с участием примерно 1700 человек, больше половины из них были школьники и студенты. В экскурсионной и лекционной деятельности принимают участие ученые лабораторий, в цифрах это выглядит приблизительно так: ЛФВЭ – 15 сотрудников, ЛЯР, ЛЯП, ЛНФ – по десять, ЛРБ, ЛТФ, ЛИТ – по пять.
Отмечу, что музей ОИЯИ и Универсальная библиотека поражают креативным подходом к мероприятиям. Здесь происходит аккумулирование невероятного количества новых идей, которые потом проверяются на эффективность. Так, именно в «Блохинке» прошла первая онлайн-экскурсия в ЦЕРН (организатор Иван Белотелов) или организация флэшмоба на Дне города по синтезу дубния. Научно-популярные опыты для детей в музее и чтение детям естественно-научных книг и книг об ученых в библиотеке, лекции в музее и антилекции в библиотеке. На самом деле, как мне кажется, антилекция была одна. В тот раз сотрудник ЛЯП Марк Ширченко отвечал на вопросы по нейтрино многочисленным горожанам. И, безусловно, это был хороший опыт, достойный продолжения. Невероятный «Суд над фантастикой» в рамках Библионочи, фестиваль научного кино с комментариями ученых ОИЯИ, участие во всемирном «Дне темной материи», в международной просветительской акции «Открытая Лабораторная», когда проходила масштабная проверка знаний современной физики…
Сейчас у вас есть возможность еще раз рассказать о новых идеях. Что можно сказать о привлечении к этой деятельности городских структур и организаций? Какие планы на будущее?
В первую очередь, надо нормализовать работу с экскурсиями в лабораториях ОИЯИ. По моему мнению, должна быть единая координирующая структура, чтобы равномерно распределить экскурсии по подразделениям с учетом оперативной ситуации. Игорь Пелеванюк высказал желание подумать над разработкой платформы, чтобы свести в одну базу интерактивные запросы, получение разрешений от лабораторий и возможности экскурсоводов.
Роман Пивин и Татьяна Серочкина (ЛФВЭ) предложили разместить табло с оперативной информацией о работе базовых установок Института, что очень важно во время проведения экспериментов, а также онлайн-трансляцию с веб-камер, расположенных в ОИЯИ, онлайн-трансляцию проходящих семинаров и конференций.
Для практических занятий со школьниками и студентами на площадке ЛЯП есть разнообразные уникальные лабораторные практикумы УНЦ. На площадке ЛФВЭ есть некоторые практикумы, подготовленные для студентов Университета «Дубна». Теперь нужно создать на площадке ЛФВЭ лабораторный практикум для школьников с опытами в рамках направлений деятельности лаборатории.
Необходимо развивать идею создания научно-просветительского места Института, которая уже начала осуществляться в музее ОИЯИ. Имеется ввиду создание большой площадки с интерактивными моделями современных базовых установок (на данном этапе по созданию таких моделей лидирует ЛЯП), набором интерактивных опытов, часть из которых должна быть уникальна и относиться к деятельности той или иной лаборатории, лекторий. Хотя администрация Дубны в разные годы не проявляла особой активности в реализации научно-просветительских идей от сотрудников ОИЯИ, но в данном случае без поддержки города не обойтись.
Благодаря популяризаторской деятельности Института, а точнее – оригинальным методам и стилю такой популяризации, к ОИЯИ стали обращаться научно-популярные издательства (и не только из России) по поводу поиска авторов для своих книг, журналов и т. д. Сейчас возникла еще одна интересная проблема – выстроить диалог между такими издательствами и сотрудниками Института.
Как показал опыт, нужно дальше развивать новые технологии в распространении информации о науке и деятельности ОИЯИ. В частности, расширить на все лаборатории практику онлайн-трансляции семинаров в интернете, а использование соцсетей хорошо бы вывести на новый, более профессиональный уровень.
Еженедельник ОИЯИ
Фото Игоря Лапенко