«Обгонять, не догоняя»

Организация, 28 марта 2010

Итоги прошедших семи лет и перспективы развития Объединенного института ядерных исследований в новой семилетке рассмотрены на сессии Комитета полномочных представителей правительств государств – членов ОИЯИ 25–26 марта 2010 года. Состоялись выборы директора Объединенного института. Большое внимание было уделено инновационному направлению: сессия обсудила программу прикладных исследований на будущем коллайдере NICA.
 
– Сегодня мы говорим о развитии не только фундаментальных наук, мы говорим о том, что фундаментальные науки должны быть полезны для общества, то есть о прикладных работах, об инновационных проектах, — отмечает директор ОИЯИ академик РАН Алексей Сисакян. — Наши страны-участницы хотят также, чтобы развивались образовательные программы. И на каждом из этих направлений у нас есть интересные результаты.
 
Мы должны научиться обгонять, не догоняя, – это сегодня становится девизом развития Института. То есть не повторять какие-то пройденные мировые пути, а собственными идеями, собственными методами выходить на мировые позиции. Так, в свое время Д. И. Блохинцев предложил подвижный отражатель как элемент нового нейтронного реактора: это была новая идея, которая позволяет нам до сих пор иметь такой прибор, который и сегодня входит в мировые дорожные карты исследований. В Лаборатории ядерных реакций сделаны замечательные эксперименты по синтезу сверхтяжелых элементов, недавно был открыт 117-й элемент. И здесь ученые сумели предложить новые методы такого синтеза, эти новые методы, их успешное, разумное применение позволили решить задачу. В области тяжелых ионов высоких энергий мы тоже сумели использовать наши наработки и пошли не по пути увеличения энергий или интенсивности, как весь мир, а выбрали путь достижения максимальной плотности ядерного вещества и тоже нашли интересные тропы, которые нас приведут (и уже приводят) к ожидаемой цели.
 
А. Н. Сисакян выступил на сессии КПП с докладом об основных результатах деятельности ОИЯИ в 2003–2009 годах и о перспективах развития Объединенного института в 2010–2016 годах. Комитет полномочных представителей заслушал также информацию об итогах заседания Финансового комитета ОИЯИ (оно проходило 22–23 марта 2010 года), об итогах аудиторской проверки финансовой деятельности института за 2008 год и об исполнении бюджета ОИЯИ за 2009 год.
 
– Об итогах заседания Финансового комитета можно говорить через призму денег, а денежный вопрос в последние годы в Дубне решается все лучше и лучше, — считает председатель этого комитета, директор Института ядерной физики Национального ядерного центра Республики Казахстан Адил Тулеушев. –Это дает финансовую основу для реализации очень масштабных планов дирекции и стран-участниц по модернизации структуры ОИЯИ и дальнейшему развитию Института в качестве одного из мировых лидеров в ядерной физике.
 
Представители стран участниц отмечали заинтересованность в развитии трех каркасных проектов Объединенного института на текущую семилетку: это комплекс DRIBs в Лаборатории ядерных реакций, обеспечивающий лидерские работы в области физики тяжелых ионов низких энергий; новый масштабный проект коллайдера NICA с многоцелевым детектором MPD в области физики тяжелых ионов средних и высоких энергий в Лаборатории физики высоких энергий и реактор ИБР-2М с комплексом нейтронных спектрометров для проведения широкого круга фундаментальных и прикладных работ, в том числе в области нанотехнологий, в Лаборатории нейтронной физики.
 
Большой интерес вызвал на сессии КПП доклад директора ЛФВЭ ОИЯИ профессора В. Д. Кекелидзе о программе прикладных исследований на коллайдере NICA.
 
– Главная наша установка – нуклотрон-М, – говорит профессор Владимир Кекелидзе. – Это действующая установка, может быть, единственный в Европе сверхпроводящий ускоритель для тяжелых ионов и второй по физике высоких энергий, после Большого адронного коллайдера. Культура сверхпроводящих ускорителей – очень тонкая, очень глубокая, она развивалась долго, и сегодня мы имеем уникальнейшую установку, которой можем гордиться и которую собираемся развивать дальше, делать более сложный комплекс, доводить ее до коллайдерного состояния. NICA также будет уникальной установкой «впереди планеты всей», но во вполне определенной области, связанной со столкновениями тяжелых ионов и изучением фазовых переходов адронной материи. Это то, что касается фундаментальной науки.
 
Но, как всегда, фундаментальная наука, если она делается на самом высоком уровне, обязательно дает ростки или следствия, то, что мы называем прикладной наукой, или, как сейчас модно говорить, инновации. Поэтому мой доклад на КПП был посвящен инновациям, связанным с нашим ускорителем и будущим коллайдером.
 
Конечно, я знал, что у нас много интересных работ, но когда непосредственно окунулся в подготовку своего доклада, был просто поражен, что их так много! Когда разработки собраны в единое целое, понимаешь, что это грандиозный задел, колоссальнейший, и многие из них уже в действии, они востребованы не только у нас в стране.
 
Приведу пример со сверхпроводящими магнитами, на базе которых построен нуклотрон: сейчас эти технологии, эти магниты востребованы в Европе, в том же ЦЕРН, в том же Дармштадте, где будет строиться крупнейший проект FAIR в GSI. Технологии уникальные – магниты типа «нуклотрон», разработанные и освоенные здесь, в Дубне. Наша задача – довести их до такого уровня, чтобы не только показывать, что у нас есть идеи, но и создать технологическую линию, которая позволит выпустить готовый продукт и обеспечить всех желающих в мире. Наш бренд должен привести не просто к превосходству идеи, но и к большому экономическому выигрышу, уже сегодня могут идти готовые заказы на десятки миллионов евро.
 
На базе сверхпроводящих магнитов можно создавать более компактные современные медицинские центры, чем занимаются ведущие мировые фирмы. Технологии наших магнитов могут поднять эти работы уже на следующий уровень. Здесь огромный потенциал кооперации со многими и многими организациями, занимающимися этой деятельностью.
 
Среди прикладных направлений есть и нанотехнологии: часть пучка тяжелых ионов можно будет использовать для того, чтобы создавать современные продвинутые наноматериалы, наноструктуры. Такие микроструктуры, которые сегодня делают в Лаборатории ядерных реакций, мы можем делать в более широком диапазоне – и микро-, и нано-, и макроструктуры, потому что у нас набор энергий и частиц, которые мы можем ускорять, гораздо шире. ЛЯР дал нам блестящий пример, куда надо двигаться, и когда мы оцениваем наши потенциальные возможности в этом плане, просто дух захватывает, от того, что можно делать.
 
Спиновая электроника (spintronics), лавинные фотодетекторы – разработки на самом острие развития современных технологий, и здесь в Лаборатории физики высоких энергий тоже большие заделы. Все это у нас в планах, частично уже делаются опытные образцы совместно с партнерами.
 
На сессии КПП состоялись выборы директора Объединенного института ядерных исследований на новый срок. Открытым голосованием единогласно на эту должность вновь избран академик РАН Алексей Норайрович Сисакян.
 
– Команда,  которую возглавляет А. Н. Сисакян,  показала себя активной, работоспособной, способной улавливать веяния сегодняшнего, а иногда и завтрашнего дня, – как в развитии фундаментальных, так и прикладных исследований, – считает полномочный представитель правительства Российской Федерации в ОИЯИ, руководитель Федерального агентства по науке и инновациям Сергей Мазуренко. – Думаю, что сейчас Институт переживает вторую весну, потому что  не только продолжает свою деятельность в области фундаментальных исследований, не только является крупным международным центром, но и нашел свое место в тех процессах по модернизации российской экономики, о которых говорит руководство нашей страны.
 
С. Н. Мазуренко вручил знак «Почетный работник науки и техники Российской Федерации» профессору Игорю Анатольевичу Голутвину (ЛФВЭ ОИЯИ).