Ученые – школе. Просветительская миссия продолжается

Образование, 01 июля 2013

Уже четвертый год в дни летних школьных каникул в ОИЯИ приезжают учителя физики со всей России и из стран-участниц Института. Приезжают, чтобы на неделю самим стать «школьниками» – участниками международной научной школы учителей. Они слушают лекции ведущих сотрудников ОИЯИ, знакомятся с лабораториями и базовыми установками, обмениваются педагогическим опытом – в рамках школы предусмотрена конференция учителей, а для приехавших с педагогами учеников – возможность выступить с докладом и работа в лабораторном практикуме УНЦ. Видеоконференция позволила участникам школы познакомиться еще и с ЦЕРН, а последний день школа работала в Университете «Дубна».

В этом году в Дубну приехали педагоги и учащиеся средних учебных заведений Барнаула, Казани, Москвы, Пятигорска, Самары, Санкт-Петербурга, Северодвинска, Смоленска, Чебоксар, Воронежской и Тамбовской областей, а также преподаватели из Белоруссии и Болгарии. То, что участвуют в таких мероприятиях самые активные и неравнодушные учителя, видно из их отзывов.


– Об этой школе я узнала «по цепочке» – от коллеги, которая услышала рассказ своей коллеги на педсовете, – рассказывает З. А. Залялютдинова (Санкт-Петербург, школа № 221). – Меня это заинтересовало, я зарегистрировалась на сайте школы и совершенно неожиданно для себя получила приглашение. В первую очередь школа оказалась очень интересной для меня лично, я узнала много нового не только в физике, но и как изнутри устроен ОИЯИ. О вашем городе я уже кое-что знала – мой брат как-то участвовал в конференции, проводившейся в Дубне. В Институте, в первую очередь, впечатлил масштаб – и установок и человеческих ресурсов.

К сожалению, я сейчас не привезла с собой учеников, поэтому хотелось бы вернуться сюда уже с ними. Особенно меня заинтересовала возможность вместе с детьми поучаствовать в экологическом проекте М. В. Фронтасьевой – собрать у нас в области мхи и исследовать их на вашем реакторе на наличие тяжелых металлов. Я со своими ребятами уже участвовала в экологических конференциях, они занимали призовые места. Стараюсь их вовлекать в исследовательскую работу.

Интересными были и выступления коллег, которые поделились своим педагогическим опытом, раскрыли некоторые тонкости, с кем-то обменялись координатами. Так что все, от ускорителя до столовой на площадке ЛЯП, очень понравилось!

– Об этой школе я узнала во Владивостоке во время Всероссийской олимпиады школьников по физике, – делится  И. В. Беркова (Смоленск, школа-интернат имени Кирилла и Мефодия с углубленным изучением некоторых предметов). – Привлекла возможность познакомиться с вашим Институтом. Обычно участвуешь в курсах повышения квалификации, которые нацелены на улучшение методики преподавания, повышение уровня решения задач. А здесь совсем другое – встреча «лицом к лицу»  с современной физикой… Более достоверной информации я не получала нигде. Тем более, дети задают вопросы о бозоне Хиггса, об адронном коллайдере и другие в том же роде. Нам очень доступно и интересно рассказали обо всем, что делается в ОИЯИ. Все сотрудники были с нами очень терпеливы, объясняли подробно, толково, сейчас голова просто разрывается от информации. Я постараюсь осенью организовать для наших старшеклассников поездку сюда. С самой Дубной я была заочно знакома, со слов преподавателя лицея «Дубна» М. Ю. Замятнина. Мы с ним встретились еще в 1999 году на олимпиадах Северо-Западного и Центрального федеральных округов. Команда Московской области, в которую входили и его ученики, всегда была очень сильной. Он очень увлеченно разбирал с ребятами олимпиадные задачи.

Вторая сторона школы  – это профориентация. Я работаю в классах с углубленным изучением физики и математики. Это самые востребованные предметы. Физика и математика развивают логику, а это необходимо в любой профессии. Профориентация начинается с 8-го класса, когда сами ребята еще не в состоянии определиться. Тут должны помочь учителя и родители. Многие наши выпускники поступают в МФТИ, МГУ, Бауманский институт. С университетом «Дубна» я не была знакома, но во время наших экскурсий  по лабораториям ОИЯИ расспрашивала молодых людей – лаборантов, научных сотрудников, какой вуз они заканчивали, какую зарплату получают. Оказалось, в ОИЯИ работает много выпускников вашего университета.

Третий аспект – тот опыт, который я получила при общении с коллегами. Здесь собрались педагоги разных возрастов, с необычным профессиональным багажом, я с удовольствием два дня слушала и записывала их выступления. Меня также интересовал уровень работ, привезенных школьниками. Здесь собрались очень увлеченные люди. Рассказывали и о других курсах, о школах, проводимых в ЦЕРН.

– На эту школу я случайно наткнулся в Интернете, когда искал себе какие-нибудь курсы на лето, – рассказывает И. А. Шакиров (Казань, лицей-интернат № 2). – Когда  учился в МВТУ имени Баумана,  кое-что слышал о Дубне. И только приехав на эту школу, я увидел, как много людей работает в ОИЯИ, как много установок функционирует. Это было неожиданно. Программа школы очень понравилась, сотрудники к нам отнеслись очень доброжелательно, все показали, очень увлеченно рассказывали. Для моих школьников будет много полезной информации, а все прочитанные лекции можно посмотреть на сайте.

Хочу провести видеоконференцию с ОИЯИ, а если получится – потом и с ЦЕРН. Вообще заинтересовало тесное сотрудничество ОИЯИ с этой европейской лабораторией, очень понравилась видеоконференция с ЦЕРН. Есть желание теперь поехать туда, но не уверен, что попаду. А здесь я приобрел очень большой опыт, новые знания в физике. Наверное, эта школа будет мне полезна в будущей подготовке учеников по физике и астрономии. А еще она вселила надежду, что и в России, а не только на Западе можно заниматься наукой, и что ядерная физика может быть действительно интересной, в ней столько интересных приложений – медицина, исследование материалов и многое другое. Хочу заинтересовать своих учеников наукой и работой в Объединенном институте.

– Жалею, что не знала об этих школах раньше – у меня были ученики, которых стоило бы сюда привезти, – заметила Е. В. Жинкина (Озерск, Челябинской области, школа № 32). – Впечатления просто колоссальные. Честно говоря, думала, что основная наука делается за рубежом, а тут почувствовала гордость за Россию. Со мной приехал один девятиклассник, мне казалось, что ему будет мало что понятно, они успели только основы ядерной физики пройти. Нет, говорит, что много. Ему явно интересно, и я заметила, что у него уже успело измениться отношение к учебе, когда увидел, что наука – это здорово, престижно, в ней работают такие увлеченные люди.

А девятиклассники Павел Бурмак (Озерск), Азат Салахов (Самара) и десятиклассница Виталия Слипкус (Самара) из наиболее ярких впечатлений особо отметили лабораторный практикум И. А. Ломаченкова (УНЦ), ну и синхрофазотрон. Еще им понравилось, что на экскурсиях в лабораториях объясняли так подробно и понятно, что это помогало прояснить оставшиеся после лекций неясные места. Павел и Виталия планируют связать свою жизнь с наукой.

– Я начинала работать физиком в Тбилисском университете, в Институте физики АН Грузинской ССР, –  вспоминает Л. В. Матюшкина (Таганрог, лицей № 4). – И тогда уже знала об ОИЯИ. Вот так же сидела в просмотровых комнатах с такими же пленками (мы беседуем во время знакомства учителей с постоянной фотовыставкой ЛИТ, посвященной истории развития лаборатории – О.Т.). После развала Советского союза попала в Таганрог и пришла работать в школу.

Сюда я привезла одного десятиклассника, надеюсь, он заинтересуется и сделает свой выбор в пользу Дубны. Осенью 2012 я побывала на школе в ЦЕРН, организация замечательная, но здесь атмосфера теплее и доступнее: можно все потрогать руками, а там  только макеты и презентации. А нам эту просветительскую миссию теперь нести дальше, после прошлой поездки я выступала на педсовете и рассказывала о ЦЕРН одиннадцатиклассникам, сейчас смогу представить  новому поколению оба эти центра, используя презентации с нашей  школы.
Ольга ТАРАНТИНА