Встречи с участниками Боголюбовской конференции
Новости, 02 октября 2019
110-летие со дня рождения выдающегося российского математика и физика-теоретика Николая Николаевича Боголюбова отметили в Математическом институте имени Стеклова РАН и в Объединенном институте ядерных исследований проведением Международной конференции «Проблемы теоретической и математической физики», которая началась в Москве, а продолжилась в Дубне. Сегодня мы публикуем интервью с организаторами и участниками конференции.
Академик Виктор Матвеев, директор ОИЯИ:
— Николай Николаевич Боголюбов достиг огромных результатов во многих областях науки. Он был математиком, механиком и, конечно, физиком в высоком смысле этого слова. Он создал математическую физику в том виде, как мы ее сегодня понимаем. Это очень тесное соединение общематематического и естественно-физического подходов, которые объединяют науку в одно целое. Я помню, когда учреждались комиссии по присуждению золотой медали и премии имени Боголюбова в Академии наук, то сразу четыре отделения выступили за то, чтобы их представители работали в этих комиссиях. Даже отделение физики атмосферы, которое использовало математические методы, предлагало своего представителя. Николай Николаевич соединил в себе очень многие знания и глубинный подход к математическим и общенаучным проблемам, который выделяет его из целого ряда крупных ученых. И, наверное, такие люди рождаются раз в сотни лет. Он действительно оказал огромное влияние на развитие физики, математики, механики в их единстве — и в мире, и в нашей стране, и в нашем Институте, которому он отдал, может быть, лучшие годы жизни для создания своей школы.
Член-корреспондент РАН Дмитрий Казаков, директор Лаборатории теоретической физики имени Н.Н.Боголюбова:
— Николай Николаевич Боголюбов принадлежит к той плеяде великих ученых, которые действительно являли собой и даже открывали целые направления исследований. Можно привести пример Ландау, который был основателем многих направлений теоретической физики. Вот и Николай Николаевич, который был, с одной стороны, признанным математиком, а с другой стороны физиком, и работал в обоих направлениях одновременно, успешно и написал очень много трудов, — если посмотреть со стороны, могло показаться, что одному человеку был не по силам такой титанический труд. Но, тем не менее, это факт.
Член-корреспондент РАН Николай Николаевич Боголюбов мл., главный научный сотрудник Института математики имени Стеклова РАН:
— Мне удалось присутствовать на других конференциях, посвященных памяти Н.Н.Боголюбова и, в частности, на конференции, приуроченной к его 100-летнему юбилею. В этой конференции участвуют замечательные ученые, которые представляют очень интересные результаты своих исследований. Здесь обсуждается очень широкая тематика, сравнимая с богатейшей палитрой научных интересов самого Николая Николаевича. И, надеюсь, в будущем участники конференции на основе этих обсуждений смогут что-то дополнить, сделать что-то новое.
Здесь перечислялись институты, в который работал академик Боголюбов. Конечно можно назвать и киевский Институт теоретической физики, и организованный им в свое время научный центр в городе Львове. И у него там были ученик Игорь Юхновский, ныне академик, член президиума НАН Украины, и своя группа учеников. Они занимаются разработкой проблем статистической механики, теории твердого тела, физики конденсированных сред, а также интересными прикладными расчетами по опреснению воды. Такая тематика, например, как я знаю, используется на подводных лодках. Разрабатываются там и другие прикладные вопросы. Так что широкий круг проблем, которые разрабатывал Николай Николаевич, с успехом применяются во многих областях физики и даже техники. Это я в дополнение к тому, о чем уже рассказывалось в докладах на нынешней конференции.
В свое время мы туда довольно часто ездили, и Николай Николаевич любил бывать во Львове, как и в Киеве, естественно. В 80-е годы там много конференций проводилось с участием Боголюбова и Юхновского, но в последнее время ситуация изменилась… Тем не менее, научный фундамент, заложенный Боголюбовым, успешно используется как в западных научных центрах, так и в киевском Институте теоретической физике.
Я часто бываю в Лаборатории теоретической физики и знаю, что здесь созданы хорошие условия для работы ученых из разных стран в области физики элементарных частиц, теории кварков, и очень важно, что полученные теоретические результаты имеют экспериментальное подтверждение. Очень успешные исследования ведутся в отделе теории конденсированных сред, в свое время там работали и мои ученики, из Болгарии, Вьетнама, а сейчас работает Владимир Плечко, он занимается вопросами квантовой статистической физики. Вместе с ним мы занимались асимптотическим вычислением свободной энергии, рассматривали всевозможные модели и задачи в этой области. Так что у меня имеются некоторые непосредственные контакты с физиками ОИЯИ. Естественно, Николай Плакида много делает в плане теоретического обоснования сверхпроводимости, в разработке теории купратов. Эти вещи я очень хорошо себе представляю, поскольку и сам ими занимаюсь.
Наряду с физическими проблемами здесь широко представлены и математические методы исследований, что особенно отличало Боголюбова как физика, математика, механика. Например, Дмитрий Казаков в своем докладе рассказывал, как решать очень сложные интегральные уравнения в ренормировочной теории, которая в свое время тоже была предложена Боголюбовым и Панасюком. С Панасюком, когда он был членом президиума Украинской академии и очень серьезно развивал науку и как физик-математик и как теоретик, я общался еще в Киеве, и он говорил, что в то время, 70-е годы, швейцарские и американские физики очень внимательно следили за тем, что сделал и какую теорему доказал Боголюбов. И как только что-то интересное было сделано, рассказывал Панасюк, его коллеги в Швейцарии и США узнавали раньше всех.
Некоторые люди спрашивали Николая Николаевича, есть ли у него хобби, и он всегда отвечал, что его хобби — всегда работа. И других особых интересов у него не было. Конечно, он любил хорошую симфоническую музыку и бывал на концертах, любил читать книги по российской истории, часто приводил в беседах с коллегами и учениками литературные цитаты, никогда не был скучным рассказчиком, любил пошутить и развеселить свою аудиторию.
Инна Орлова, НИО ОИЯИ.
***
Профессор Эдуард Боос, заведующий лабораторией электрослабых и новых взаимодействий Отдела теоретической физики высоких энергий НИИ ядерной физики имени Д.В.Скобельцына МГУ:
— Конференция посвящена 110-летию со дня рождения нашего великого ученого академика Н.Н.Боголюбова, чей вклад и в физику, и в математику совершенно грандиозный, и значимость этого события трудно переоценить. Здесь собрались эксперты, работающие в области квантовой теории поля и математической физики. Конечно, это прежде всего представители Российской Федерации, но приехали наши коллеги и из многих других стран мира, в частности, представители школы Николая Николаевича Боголюбова, которые сегодня работают в самых разных странах, приехали сюда рассказать о тех исследованиях, которые они проводят, поделиться последними новостями, обсудить какие-то назревшие острые научные проблемы… Ну и прошедшие дни конференции показали, насколько интересные доклады здесь представлены, какой большой интерес вызывают дискуссии по этим докладам, по поднятым здесь проблемам. Надеюсь, что эта серия конференций будет так же интересно продолжаться и дальше.
Дмитрий Горбунов, доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник Отдела теоретической физики Института ядерных исследований РАН:
— Это очень многоплановая конференция. Она показывает, насколько широко распространяются интересы тех людей, которые считают себя учениками, или учениками учеников, или вообще занимаются исследованиями в тех направлениях, которые связаны с Боголюбовым. И конечно, совершенно потрясающая атмосфера царит на этой конференции… Все обсуждения проходят на высшем уровне, высказываются самые интересные идеи, которые появляются буквально на кончике пере, и есть возможность об этом узнать более широкой аудитории, людям, которые занимаются тоже очень интересными вещами, но только в немножко другом направлении. Если посмотреть на развитие физики частиц, особенно в последнее время, то возникновение и развитие самых интересных идей происходит на пересечении разных направлений, которые раньше считались как бы самостоятельными, отдельными от других, и поэтому совершенно замечательны попытки такого объединения этих идей, которое блестяще демонстрировал в своих трудах Николай Николаевич. Я думаю, что все это будет все интереснее развиваться.
Профессор Илья Гинзбург, Институт математики СО РАН:
— Николай Николаевич принял меня на кафедру теоретической физики в 55-м году и отправил к Дмитрию Васильевичу Ширкову. Мое начальство в университете не пускало меня в теоретики. И мне аспирант Логунов сказал, что есть хороший физик Боголюбов. Я обнаглел и пришел к нему, попросился в теоретики. Он меня взял, правда то же самое мое начальство потом мне устроило такое распределение, что я работал три года после университета в «ящике». Но перед этим меня пытались взять в Дубну, Боголюбов и Блохинцев подписали бумагу с просьбой, чтобы меня после судостроения перевели сюда, но никто с этим не согласился… И в некотором смысле я один из старейших сотрудников Дубны, с 1956 года, хотя формально сотрудником так и не был.
У меня есть два или три самых ярких жизненных впечатления. Одно из них — это лекция Николая Николаевича, которую я услышал в конце 50-х годов, связанная с его работами, которые привели к теореме Голдстоуна. Меня совершенно потрясло, каким образом с такой кажущейся легкостью, почти играючи, можно получить серьезный фундаментальный результат… Это отложилось на моих научных пристрастиях, вкусах, на моем интересе к физике…
Академик Валерий Рубаков, главный научный сотрудник ИЯИ РАН:
— Довольно много впечатлений останется от этой конференции: очень интересное развитие современных идей, особенно два сегодняшних доклада мне очень понравились: Корчемского и Четыркина (а им предшествовал доклад моего собеседника — Е.М.), но и вчерашние тоже Так что здесь очень интересный народ собрался, сильный состав, из разных областей знаний. Ведь Николай Николаевич был очень широко образован и работал во многих направлениях. Так что эти впечатления останутся…
Профессор Геннадий Зиновьев, начальник отдела Института теоретической физики имени Н.Н.Боголюбова (Киев, Украина), член Ученого совета ОИЯИ:
— О Николае Николаевиче можно рассказывать бесконечно, но все равно этого будет недостаточно, и что бы я ни сказал, может прозвучать банально. И это должно останавливать не только меня… Чем дальше, тем виднее для нас и важнее его вклад в науку, в воспитание достойных преемников.
Члену-корреспонденту НАНУ Виталию Шелесту я признался, что когда-то с увлечением читал его книгу «Осколки»: «Мне кажется, это блестящий пример научной популяризации…»
— Спасибо! — ответил автор и перешел к теме конференции:
— Сразу после окончания Киевского университета я был аспирантом Николая Николаевича, потом он предложил мне переехать в Дубну. Я аспирантуру даже не закончил, был переведен в младшие научные сотрудники здесь, в ЛТФ. Через год защитился и с тех пор с Николаем Николаевичем до конца его жизни имел счастье работать. Конференция получилась очень хорошая, это солидная, достойная память о Николае Николаевиче.
Профессор Владимир Белокуров, проректор МГУ:
— Во-первых, мне кажется очень важным, что Объединенный институт чтит память выдающегося ученого и организатора науки, который сформировал здесь, в Дубне, и в других центрах блестящие научные школы как в области теоретической физики, физики частиц, квантовой теории поля, так и в области статистической физики, ядерной физики… И, конечно, важно, что проходят такие конференции, посвященные его памяти. Эта конференция не первая в этом ряду, мы хорошо помним и другие, посвященные памятным и знаменательным датам… И я как их участник могу констатировать, что уровень их проведения не только не снижается, но и с точки зрения содержательности полностью соответствует современному состоянию науки. Здесь присутствует много молодых ученых, что самое главное, ну и конечно, в числе участников — ученики Николая Николаевича. Немного сохранилось тех, кто с ним работал, но, тем не менее, дух Николая Николаевича, та атмосфера в лаборатории и Институте, которая при нем создавалась, во многом сохраняется благодаря его ученикам и теперь уже ученикам учеников…
Евгений Молчанов, Еженедельник ОИЯИ
фото Елены Пузыниной, НИО ОИЯИ
Предлагаем также вашему вниманию:
Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж Елены Пузыниной со дня открытия Конференции