Социальная удовлетворенность персонала ОИЯИ. Итоги социологического опроса
Организация, 20 апреля 2022
19 апреля 2022 года состоялось совещание Совета по социальным и инфраструктурным проектам развития ОИЯИ, на котором был заслушан доклад Балуевой Т.В., сотрудницы кафедры социологии и гуманитарных наук Государственного университета «Дубна». Татьяна Витальевна ознакомила участников Совета с основными результатами социологического исследования социальной удовлетворенности сотрудников ОИЯИ. Свои выводы социолог основывает на данных опроса персонала ОИЯИ, в котором согласились принять участие чуть более 500 сотрудников в конце декабря 2021 года в основном с помощью онлайн-анкетирования.
Социальная удовлетворенность персонала организации – сложный многофакторный показатель, включающий удовлетворенность различными элементами социальной среды организации (рисунок 2). При этом социальная удовлетворенность – одна из важнейших составляющих качества жизни людей, показатель их социального самочувствия. В целом уровень социальной удовлетворенности сотрудников ОИЯИ можно охарактеризовать как средний: значение совокупного индекса, рассчитанного как сумма доли «скорее» и «полностью удовлетворенных» респондентов, составило 64,1 %. Респонденты отмечают, что в последние годы наблюдается улучшение по многим рассматриваемым направлениям, затронутым в опросе.
Индекс удовлетворенности: I=∑wnIn
где wn – вес показателя удовлетворенности, определяемый в соответствии с важностью данного показателя для респондентов; In – среднее значение удовлетворенности по конкретному показателю, определяемое как среднее значение доли удовлетворенных по индикаторам, используемым для измерения показателя.
Индекс удовлетворенности персонала представляет собой сумму взвешенных средних показателей: удовлетворенность персонала организацией и условиями труда; удовлетворенность персонала содержанием труда; удовлетворенность персонала перспективой карьерного роста; удовлетворенность персонала организацией научной деятельности; удовлетворенность персонала материальным положением; удовлетворенность персонала условиями проживания; удовлетворенность персонала социальной инфраструктурой Института; удовлетворенность персонала городской социальной инфраструктурой. Были суммированы доли «скорее и вполне удовлетворенных» по 8 вышеуказанным показателям.
Однако проведенный анализ выявил и проблемные зоны в социальной удовлетворенности персонала Института. Такой «болевой точкой» является показатель удовлетворенности материальным положением: при высоком значении его важности для респондентов доля сотрудников, удовлетворенных положением дел в данной области, меньше 50%. Наблюдается значительный разрыв между реальными и желаемыми доходами у большинства категорий сотрудников. Актуальным остается и вопрос жилищного обеспечения, особенно для молодых ученых и специалистов: о необходимости улучшения жилищных условий заявляют 56% опрошенных в целом и 70% опрошенных в возрасте до 35 лет.
В ходе текущего исследования был проведен также сравнительный анализ с результатами исследования социальной удовлетворенности молодых ученых и специалистов в возрасте до 35 лет, организованного впервые в 2018 году по инициативе ОМУС. По большинству сравнимых показателей выявлена положительная динамика. Так, выросла доля скорее и полностью удовлетворенных текущей ситуацией с жильем с 58 % до 65,5 %. Об улучшении материального положения за последний год заявили 40 % респондентов младше 35 лет. Снижение наблюдается в основном по индикаторам удовлетворенности организацией и условиями труда за исключением системы материального поощрения.
Опрос выявил проблемы в сфере информирования, распространения информации внутри организации. По многим вопросам респонденты отмечают невозможность или трудности с получением актуальной, достоверной и полной информации. Сотрудники сообщили, что часто информацию о каких-либо специальных программах материальной и нематериальной поддержки они узнают случайно, методом «сарафанного радио», «через третьих лиц» или даже из самого опроса.
Ряд недостатков отметили респонденты и в сфере социальной инфраструктуры. Несмотря на то, что это далеко не самый важный показатель в сравнении с другими, роль социальной инфраструктуры в социальной удовлетворенности персонала весьма значительна – она направлена, прежде всего, на обеспечение нормальной жизнедеятельности людей, их комфортного существования в организации и за ее пределами. Крайне важно обращать должное внимание на развитие социальной инфраструктуры, ее соответствие потребностям сотрудников, современным стандартам и в целом международному статусу ОИЯИ.
Участники совещания с большим интересом заслушали презентацию исследования, отметили высокий профессионализм социолога и выразили заинтересованность в том, чтобы подобное исследование стало регулярным, по возможности ежегодным, в том числе для того, чтобы иметь информационную поддержку социальным и инфраструктурным проектам ОИЯИ.
Уровень социальной удовлетворенности персонала свидетельствует об эффективности корпоративной социальной политики и является одним из показателей мониторинга выполнения стратегии развития ОИЯИ до 2023 года и далее. Знание «проблемных зон» удовлетворенности персонала позволяет руководству выстраивать эффективную кратко- и долгосрочную социальную политику внутри организации. Организаторы исследования надеются, что в будущем большее число сотрудников ОИЯИ будет участвовать в социологических опросах, в том числе с целью доведения своей точки зрения до руководства Института.