О прошедшем научном семинаре ЛЯР
Новости, 05 сентября 2017
Юрий Оганесян: «Вопрос: что дальше в сфере сверхтяжелых элементов? – стоит во всем мире, но мы ближе всех к ответу»
В Лаборатории ядерных реакций ОИЯИ 30 августа прошел научный семинар «Новые пути и возможности исследований сверхтяжелых элементов». С обстоятельным докладом, включающим анализ достигнутых за прошедшие 15 лет результатов в области синтеза сверхтяжелых элементов и обзор теоретических подходов и возможных экспериментов по поиску элементов тяжелее 118-го, выступил научный руководитель ЛЯР академик Юрий Оганесян.
Фото: Дубненское информагентство
Официально признанные на международном уровне сверхтяжелые элементы с номерами от 113 до 118 завершили седьмой период Таблицы Менделеева и сейчас учеными всего мира активно обсуждается тема существования и возможности синтезирования еще более тяжелых ядер, которые будут составлять «неведомый» нам восьмой период таблицы.
Только на сентябрь-октябрь по этой теме запланировано проведение четырех крупных международных симпозиумов. Первый по времени – «Будущие исследования сверхтяжелых элементов и атомов» в польском городе Казимеж-Дольны – начнется уже 10 сентября. «Хотел бы поговорить с вами прежде, чем я туда уеду», – подчеркнул Ю.Ц. Оганесян, обращаясь к участникам семинара. В их числе, помимо многочисленных сотрудников Лаборатории ядерных реакций и их коллег из других лабораторий, были вице-директор ОИЯИ Михаил Иткис, заместитель директора ОИЯИ Борис Шарков, начальник международного отдела Института Дмитрий Каманин, а также директор Лаборатории ядерных реакций Сергей Дмитриев и директор Лаборатории нейтронной физики Валерий Швецов.
В начале доклада Ю. Ц. Оганесян подчеркнул, что среди научных центров, занимающихся поиском сверхтяжелых элементов, ОИЯИ ближе других (а это RIKEN в Японии, GSI в Германии и BNL в США) подошел к проведению физических экспериментов по 119-120-му элементам. Фабрика сверхтяжелых элементов на базе циклотрона ДЦ-280, сооружаемая в Лаборатории ядерных реакций, призвана в 100 раз увеличить чувствительность экспериментов. Но до того, как эти эксперименты начинать, их нужно тщательнейшим образом продумать. «Посмотрим назад: какие уроки можно извлечь (из результатов экспериментов предыдущих лет), которые нам будут полезны в будущем», – пригласил докладчик участников к осмыслению ряда особенностей, обнаруженных при исследованиях структуры и свойств распада уже синтезированных сверхтяжелых элементов и их изотопов. Напомнил, что своего рода «проверку окрестностей» при продвижении вглубь «острова стабильности» можно проводить и на действующем сейчас в лаборатории циклотроне У-400 в экспериментах, например, с разными изотопами элементов 115 и 116. Уточнил, какие уже известные теоретические неясности поджидают ученых при переходе от использования в качестве мишени кальция-48 к титану-50. Рассказал о главных проблемах, которые могут возникнуть в экспериментах «уран – уран». Приведя новые теоретические данные об электронной структуре сверхтяжелых атомов и влиянии релятивистских эффектов, подчеркнул: «Химические свойства элементов уже с конца седьмого периода могут очень сильно отличаться от того, что мы ожидаем по теории Менделеева».
Беседуя с журналистами после семинара, заместитель директора ОИЯИ Б. Ю. Шарков отметил: «Юрий Цолакович – глобально мыслящий человек. Это – его программное выступление, квинтэссенция огромной работы, проделанной на протяжении десятилетий… Он выносил в своем уме: куда двигаться дальше. И это вектор движения вперед, дорога, по которой пойдет не только ЛЯР, но и все лаборатории за рубежом, которые занимаются этой тематикой…
Сегодня он поделился своими мыслями с коллегами, чтобы услышать их мнение. На этом обсуждение не закончилось – оно будет идти дальше…»