NICA – главный проект
Организация, 01 февраля 2019
21–22 января в Доме международных совещаний проходила сессия Программно-консультативного комитета по физике частиц. Председатель комитета И. Церруя доложил о выполнении рекомендаций предыдущего заседания ПКК. Вице-директор ОИЯИ Р. Ледницки выступил с информацией о резолюции 124-й сессии Ученого совета ОИЯИ (сентябрь 2018 г.) и решениях Комитета полномочных представителей ОИЯИ (ноябрь 2018 г.).
Как отметил в интервью журналистам вице-директор ОИЯИ В. Кекелидзе, «консультативный комитет по физике частиц рассматривает все наши проекты в этой области. Самый крупный проект – NICA, поэтому он под пристальным вниманием комитета: на каждой сессии слушают отчет, обсуждают проблемы, очень пристально и тщательно отслеживают график реализации этого проекта, планы. Планы, к сожалению, двигаются только в одну сторону, но, надеюсь, не так сильно сдвигаются. Это всегда предмет большой дискуссии».
Несколько докладов по реализации проекта NICA заняли половину первого дня заседания. О ходе реализации проекта Нуклотрон-NICA доложил С. Костромин, о развитии инфраструктуры ускорительного комплекса – Н. Агапов.
«В настоящий момент продолжается сооружение комплекса NICA, – рассказал журналистам начальник научно-экспериментального отдела сверхпроводящих магнитов и технологий С. Костромин. – Линейный ускоритель для тяжелых ионов вместе с источником испытаны, и сейчас основные силы ускорительного отделения и лаборатории участвуют в доставке испытанных магнитных элементов в туннель ускорителя, их установке. По сути, монтаж бустера NICA уже начат, вместе с этим завершаются последние криогенные испытания элементов, большая работа ведется по монтажу и созданию каналов транспортировки пучков от линейного ускорителя до бустера, от бустера до Нуклотрона и далее в коллайдер. Уже начаты испытания магнитных элементов самого коллайдера, а также совместно с коллегами из Института ядерной физики имени Будкера идет работа по созданию ускоряющих систем в коллайдере, по созданию систем электронного охлаждения. Конечно, следует также отметить большой объем работ по другим системам коллайдера, который ведется в лаборатории в настоящее время».
Что касается количества магнитов, С. Костромин перечислил: для бустера необходимы 88, для коллайдера NICA потребуется примерно в три раза больше. Поэтому, если говорить об испытаниях и монтаже элементов для коллайдера, работа предстоит гораздо более объемная. Кроме того, каналы – это тоже сложные установки. Например, канал перевода пучка из Нуклотрона в коллайдер включает 90 магнитных элементов, их нужно установить, выровнять, включить, проверить, убедиться, что они дают необходимые характеристики.
Отдельный блок докладов был посвящен экспериментам на комплексе NICA: В. Кекелидзе познакомил участников сессии с итогами второго совещания коллабораций экспериментов MPD и BM@N. О прогрессе в реализации проектов MPD и BM@N, включая результаты моделирования методом Монте-Карло, рассказали А. Кисель и М. Капишин, избранные руководители коллабораций. С докладом о разработке концептуального и технического проектов для установки SPD выступил Р. Ценов. Итоги этой работы прокомментировал В. Кекелидзе: «Мы подошли к той стадии, когда без широкого международного сотрудничества дальнейшая реализация проекта становится проблематичной. Вокруг каждого эксперимента в рамках проекта NICA должна сформироваться большая международная коллаборация. Это важно не только с точки зрения дополнительных ресурсов, но и с точки зрения интеллектуального вклада – в коллективе должны быть специалисты разных институтов, с разным опытом, с разными знаниями, с широким спектром научных задач и пониманием, как их решить. Коллаборации такие уже давно работают, все формальные стороны были завершены в октябре. И если в коллаборацию BM@N вошло чуть более 220 человек из 10 стран и 19 институтов, то в MPD – 465 специалистов из 35 институтов, представляющие те же 10 стран. И это только начало. В каждой коллаборации тайным голосованием из нескольких кандидатов избран руководитель, затем его заместители, технические координаторы и руководящий орган, в котором каждый институт имеет одного представителя – руководителя своей группы, это, можно сказать, «высший политический орган», который организует выборы всех остальных руководителей».
Руководитель проекта NICA В. Кекелидзе, отвечая на вопрос об итогах прошлого года, отметил два значительных события: «Первое – это 55-й сеанс на Нуклотроне, самый лучший за всю историю нашей лаборатории. Пучки были исключительно хороших характеристик, с очень хорошим выводом. Было накоплено в первом эксперименте в рамках проекта NICA BM@N около 200 млн событий. И сейчас идет обработка этих данных, есть работа на несколько лет. Мы ожидаем, что первые публикации на основании этих данные появятся в мае-июне. Второе важное событие – это начало монтажа бустера, в этом году мы должны увидеть в нем пучок. Это первый в цепочке ускорителей комплекса NICA».
Эксперты ПКК рекомендовали критически проанализировать текущий график всего проекта и, по возможности, предупредить дальнейшие задержки. В целом поддержана активизация усилий по разработке оборудования для коллайдера NICA и отмечено тесное сотрудничество и координация действий ускорительщиков и детекторщиков.
С удовлетворением отмечена успешная реализация плана по обновлению сетей отопления, водоснабжения и водоотведения (на сегодняшний день уже обновлено 12 км сетей, завершение работ ожидается к концу года), а также усилия руководства ЛФВЭ по устранению отставания от планов по строительству компрессорной станции.
Одобрение вызвало сообщение В. Кекелидзе о втором совещании коллабораций MPD и BM@N – члены ПКК приветствовали создание коллабораций, поздравили избранных и назначенных руководителей проектов и пожелали им плодотворной работы. С интересом был заслушал отчет о ходе реализации проекта MPD, отмечен устойчивый прогресс в создании основных подсистем объекта MPD, а также получение совместного гранта Российской Федерации и Китайской Народной Республики на строительство электромагнитного калориметра детектора MPD.
ПКК заслушал предварительные результаты работы детектора BM@N в ходе 55-го сеанса Нуклотрона, призвал участников научной группы сосредоточиться на физическом анализе полученных данных и представить на следующее заседание соответствующий отчет.
Предложение Р. Ценова об открытии официального проекта SPD для подготовки и написания концептуального (CDR) и технического (TDR) проектов также было поддержано. Для выполнения этой работы было предложено сформировать специальную группу экспертов с тем, чтобы проект получился достаточно убедительным; рекомендовано продолжить работу и утвердить проект подготовки CDR и TDR до конца 2021 года с первым приоритетом.
По отчетам о проектах, завершающихся в 2019 году, приняты следующие решения.
Эксперимент BES-III в Институте физики высоких энергий в Пекине (представлен А. Жемчуговым) – высоко оценен значительный вклад в разработку программного обеспечения и анализ данных, а также результаты, полученные группой ОИЯИ в эксперименте с 2005 года. Отмечено, что эксперимент достиг большинства целей и дальнейшие исследования могут проводиться меньшими усилиями. Рекомендовано продолжить эту деятельность до конца 2022 года со вторым приоритетом.
Доклад об участии ОИЯИ в создании НИОКР по спектрометру ALICE, представленный А. Водопьяновым, был одобрен, рекомендовано его продолжить до конца 2020 года с первым приоритетом.
Приняты к сведению отчеты о научных результатах, полученных группами ОИЯИ в экспериментах на LHC: в эксперименте ALICE (докладчик Б. Батюня); в эксперименте ATLAS (С. Турчихин); в эксперименте CMS (В. Алексахин). Члены ПКК поблагодарили А. Арбузова за научный доклад «Описание процессов рождения мезонов в электрон-позитронной аннигиляции и в распадах тау-лептона в рамках модели НИЛ».
С интересом был заслушан доклад о перспективных планах развития ОИЯИ в области физики элементарных частиц, представленный Н. Русаковичем. Высокую оценку получили усилия дирекции ОИЯИ по определению стратегических целей и приоритетов в научной политике Института. Поддержаны также планы по интеграции проектов и ресурсов ОИЯИ в Европейскую исследовательскую инфраструктуру и дальнейшему укреплению партнерских отношений с ЦЕРН.
На ПКК было представлено 22 стендовых доклада по физике элементарных частиц от молодых ученых ЛЯП и ЛФВЭ. Комитет выбрал доклад Ольги Петровой «Эффект асимметрии восток-запад в потоках атмосферных мюонов в дальнем детекторе NOvA» для представления на сессии Ученого совета в феврале 2019 года. Повторно высказана общая рекомендация, чтобы постерные доклады были посвящены фактической работе молодых ученых.
Следующее совещание ПКК по физике частиц состоится 19–20 июня 2019 года.
Галина Мялковская, Еженедельник ОИЯИ
фото Елены Пузыниной, Научно-информационный отдел ОИЯИ